|
Биография
Дали — как многих гениев искусства — сосредоточена в творчестве,
а не во внешних событиях. Кратко она такова. Родился в испанском
городке Фигерас (Каталония) в семье нотариуса, получив имя
Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали-и-Доменеч. Учился в католическом
колледже, рано начал рисовать, обучаясь в муниципальной художественной
школе. В 1921 году поступил в Королевскую Академию изящных
искусств в Мадриде. Он восхищался старыми мастерами, писал
о них вдумчивые статьи и в то же время интересовался новейшими
направлениями в живописи. Одним из наиболее близких его друзей
стал гениальный поэт Федерико Гарсиа Лорка.
Первая персональная выставка Дали состоялась в 1925 году.
На следующий год он посетил Париж, встретился с Пикассо. В
1928 году стал одним из авторов «Каталонского антихудожественного
манифеста», в котором утверждалось, в частности, что спортсмены
ближе к духу Греции, чем наши интеллектуалы... что спортсмен,
не тронутый знанием и не ведающий художеств, лучше поймет
современное искусство, чем подслеповатые умники, отягощенные
ненужной эрудицией. Для нас Греция жива в чертеже авиационного
мотора, в не претендующей на красоту фабричной спортивной
ткани...»
Тогда же Дали воспел техническое достижение:
«О фантазия фотографии!
Она удачливее и проворнее мутных процессов подсознания!..
О фотография, свободное творчество духа!»
Его выпад против подсознания оказался преждевременным и был
вызван, пожалуй, стремлением опровергнуть или, быть может,
преодолеть «Манифест сюрреализма» французского писателя Андре
Бретона, который призывал к величайшей свободе духа, граничащей
с безумием, соединению реальности и сновидений в сверх(сюр)
реальность. Согласно его определению, сюрреализм — «чистый
психический автоматизм... Диктовка мысли вне всякого контроля
со стороны разума».
В ту пору Сальвадор Дали был ближе к футуризму и воспевал
нечто совсем иное. Призывал «раскрыть глаза на простую и волнующую
красоту волшебного индустриального мира, красоту техники...
Телефон, унитаз с педалью, белый эмалированный холодильник,
биде, граммофон — вот предметы, полные истинной и первозданной
поэзии!» Однако слова его расходились с художественным творчеством.
Он создавал свои первые сюрреалистические картины, синтез
бреда и яви, сновидений и продуманных фантазий.
В том же 1925 году Дали познакомился с французским писателем
Полем Элюаром и его женой Галой (русской Еленой Дмитриевной
Дьяконовой). Тогда же он пишет с другом кинорежиссером Луисом
Буньюэлем сценарий авангардистского фильма «Андалузский пес».
А на следующий год Гала становится женой Дали, его натурщицей
и музой, опекуншей, спасающей художника от депрессии, а также
его «коммерческим директором», банкиром и кассиром (подчас
чрезмерно алчным). Увлеченный фрейдизмом, он вносит в картины
эротические символы, сюжеты и ассоциации. В конце 1930 года
выходит его книга «Зримая женщина», посвященная Гале. У него
появляется все больше поклонников. Он организует в разных
странах свои выступления и выставки, выполняет живописные
и графические работы, сотрудничает с театрами, публикует статьи
и книги, оформляет журналы мод...
В 1936 году он пишет фантасмагорию «Предчувствие Гражданской
войны» — тело, расчленяющее, раздирающее самое себя. С началом
гражданской войны в Испании Дали покидает родину и едет с
Галой во Францию, Англию, а затем обосновывается в США. Возвращается
в Европу только через 12 лет. Им завладевают религиозно-мистические
темы, которые он решает по-своему. Финал жизни Дали был печален
и жалок. Когда в 1982 году умерла Гала, он впал в депрессию.
Великий актер-художник ушел со сцены. Возможно, ему уже нечего
было сказать людям...
В книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»
(1941) художник уже проявляет признаки усталости от своего
постоянного и утомительного актерства: «Довольно отрицать
— пришла пора утверждать. Хватит выправлять — надо поднимать,
возвышать, сублимировать. Хватит растаскивать — надо собирать
и строить. Хватит забавляться автоматическим письмом — надо
вырабатывать стиль. Пора кончать с разрушением и разбродом
— надо учиться ремеслу. Довольно скепсиса — нужна вера. Довольно
блуда — нужна чистота. Довольно уповать на коллектив и униформу
— нужны индивидуальность, личность. Нужна иерархия. И хватит
экспериментов — нужна — Традиция. Ни революций, ни контрреволюций
— ВОЗРОЖДЕНИЕ!»
В заключение — несколько высказываний Сальвадора Дали, которые
иногда полезно продумать с полной серьезностью:
— Трудно привлечь к себе
внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий
день и час.
У меня девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец
пусть говорят хорошо.
— В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность,
все значительное,
все настоящее должно плыть или в стороне или против течения.
— Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает
моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно,
который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают
точное время.
— Меня зовут Сальвадором — Спасителем — в знак того, что во
времена грозной техники и царящей посредственности
я призван спасти искусство от пустоты.
Только в прошлом я вижу гениев...
— Анархия при монархии — вот наилучшее государственное устройство.
Монарх должен быть гарантом анархии.
— Люди вообще мало что понимают. Особенно образованные — им
недостает культуры.
— Мода — это то, что способно выйти из моды.
— Я пишу картину потому, что не понимаю того, что пишу.
— Я бы не купил ни одну из своих картин.
— Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает
от ума. Именно от ума.
— Суть параноидального преломления в том, чтобы навязать жизни
бред. Из этого, кстати, можно извлечь выгоду.
В частности, таким образом я зарабатываю деньги. Не могу сказать,
что я понимаю, в чем именно заключается этот способ,
но применил я его впервые 30 лет назад, и до сих пор удивляюсь
результатам.
— Если бы я не работал, что бы я делал здесь, на земле? Скучал
бы, как устрица. Поэтому я терпеть не могу устриц.
— Я думаю, что современное искусство — это полный провал,
но ведь другого искусства у нас нет и быть не может,
а то, что есть — дитя времени, дитя краха.
Из книги "100 великих
гениев"
|
|