|
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Середина 20 веков ознаменовалась развитием целого ряда теорий личности,
что стало возможным благодаря накоплению огромного количества эмпирических
данных.
Психодинамические
теории личности
Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу
Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня – сознание,
предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее
место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память,
намерение, воображение и т.п. относятся к сознательной стороне психики.
Содержание предсознания может быть легко переведено в осознаваемую форму,
подобно тому как человек сразу же осознает свое имя, как только его об
этом спрашивают. Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений,
скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических
мыслей и действий. Фрейд выделял два основных врожденного влечения: «эрос»,
т.е. ориентированный на воспроизведение жизни инстинкт, и «танатос» –
разрушительный инстинкт стремления к смерти и физической агрессии. Любое
влечение имеет побудительную силу; «цель», т.е. желание незамедлительного
удовлетворения; «объект», посредством которого достигается удовлетворение;
и «источник», т.е. орган, с которым он связан, например гениталии в случае
полового инстинкта. Если инстинкты не получают удовлетворения естественным
образом, они подавляются, сублимируются или направляются против собственного
«Я». Например, если агрессивный инстинкт не разряжается, его давление
может обратиться на «Я» и стать причиной суицида.
Фрейд
выделял в структуре личности три части: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Инстинкты
непосредственно действуют на уровне «Ид» («Оно»). Побуждения «Оно» имеют
всецело бессознательную природу и находятся под влиянием «принципа удовольствия».
«Эго» («Я») как образующее начало личности относится к сфере действия
«принципа реальности». «Я» имеет возможность различать фантазию и объективную
реальность, тогда как «Оно» способно удовлетворять свои побуждения (например,
сексуальные) в снах или фантазиях, одна из функций которых – «воображаемое
исполнение желаний». Идеалы и нравственные принципы личности коренятся
в «Супер-Эго» («Сверх-Я»). «Либидо», базисная жизненная сила, служит энергетическим
фактором для всех трех компонентов в структуре личности, однако, в соответствии
с принципом «психической экономии», укрепление одной из частей личности
истощает две другие. Конфликт между тремя компонентами может привести
к психическим нарушениям, если сильное «Я», ядро личности, не имеет возможности
удержать ее составляющие в состоянии гармонического равновесия.
Защитные
механизмы
При возникновении тяжелых психических проблем «Я» может бессознательно
искать прибежище в «защитных механизмах», которые включают вытеснение,
идентификацию, интроекцию, проекцию, смещение, сублимацию, перенос, замещение,
конверсию и рационализацию.
Вытеснение
это результат конфликта между «Сверх-Я» и «Оно». Неудовлетворенные импульсы
вытесняются в бессознательную часть психики. Однако вытесненные из сферы
сознания чувства продолжают активно воздействовать на поведение человека.
Со временем вытеснение может привести к чрезмерному усилению нормальных
побуждений, разрушению баланса «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и появлению невротических
симптомов и отклонений в поведении индивида. «Лечение», по Фрейду, состоит
в возвращении вытесненного материала на сознательный уровень, с тем чтобы
пациент понял природу своих трудностей и за счет этого освободился от
беспокоящих его симптомов и навязчивого поведения, которое он ранее не
мог контролировать, даже если и признавал «неправильным».
Посредством
сублимации подавленные сексуальные импульсы
освобождаются от их специфического эротического содержания и, трансформируясь,
направляются к новым, социально приемлемым целям.
Согласно
Фрейду, идентификация представляет собой «первоначальную
форму эмоциональной связи с объектом». Эмоциональная жизнь младенца заключается
в полной идентификации с матерью и со всей окружающей средой. Первые годы
жизни чрезвычайно значимы для отделения от среды и разделения тех свойств,
которые принадлежат «Я», и тех, которые к «Я» не относятся (т.е. разделения
субъекта и объекта). В норме «Я» становится все более и более дифференцированным,
однако при таких заболеваниях, как шизофрения, наблюдается возвращение
личностной идентификации в аморфное состояние. Будучи бессознательным
психическим механизмом, идентификация позволяет принять в качестве собственных
свойства или природу другого значимого индивида либо объекта (образа,
символа, идеи и т.п.), а также переносить эти свойства с одного человека
на другого.
Интроекция
представляет собой поглощение индивидом на уровне его психической жизни
свойств окружающей среды. В качестве примера можно привести привередливую
домашнюю хозяйку, которая чувствует себя не в своей тарелке, если что-то
дома находится хотя бы в малейшем беспорядке, например, чуть косо висящая
на стене картина. Благодаря механизмам интроекции индивид как бы стремится
приспособить окружающий мир к кругу своих интересов и потому весьма чувствителен
к любым внешним деталям. Интроекция способствует обращению на себя самого
тех эмоций (например, раздражения, злости), которые были первоначально
направлены на другого человека.
Проекция
заключается в приписывании другому человеку идей и импульсов, которые
принадлежат самому субъекту. Психологический смысл проекции состоит в
том, что осуществляющий ее индивид переносит на другого те из своих качеств,
которые для него самого нежелательны. Именно благодаря механизму проекции
человек обвиняет другого в собственных ошибках, превращая его в «козла
отпущения». Однажды переведя во внешний план содержание проекции, индивид
затем рассматривает его как возникшее вовне. Таким образом, с помощью
проекции придается объективный характер, или видимость реальности тому,
что является целиком субъективным.
Механизм
смещения
– еще одна форма устранения психологического дискомфорта, при которой
эмоции переключаются (смещаются) на разнообразные объекты или идеи. Ученик,
обвиняющий учителя в своей неспособности к учебе, или теннисист, сетующий
на ракетку за собственные ошибки на корте, – все это примеры смещения
аффекта с одного объекта на другой, с адекватного на неадекватный. Этот
механизм, наблюдаемый как в норме, так и у психически больных, представляет
собой уловку, посредством которой разум защищает себя от признания ошибок.
Смещение
глубоких чувств (например, любви), направленное на других людей, Фрейд
обозначал термином «трансфер» (перенос). В медицинской практике перенос
на терапевта эмоционального отношения к значимым для пациента людям облегчает
врачу процесс лечения. Психоаналитику перенос дает возможность завоевать
доверие психически больного человека.
Если происходит
смещение эмоции с объекта на объект, главным остается сама эмоция. Непроизвольным
образом выбор объектов производится так, чтобы они успешно замещали один
другой. Следовательно, смещение и выбор объекта – это два аспекта одного
и того же процесса. Поскольку эмоция по сути остается одной и той же,
ее сменяющиеся объекты могут успешно символизировать друг друга.
Конверсией
называют преобразование болезненного эмоционального конфликта в соматический,
социально приемлемый симптом. Посредством этого механизма индивид получает
возможность оставаться в гармонии с реальностью и даже удовлетворять бессознательную
потребность освободиться от напряжения, возникшего из-за внутреннего конфликта.
У матери, раскаивающейся в том, что она ударила ребенка, может возникнуть
полная потеря чувствительности в ударившей руке. За конверсионной истерией
стоят бессознательное чувство вины и потребность в наказании. В данном
чисто мазохистском защитном механизме внешний физический симптом, весьма
болезненный, но вызывающий сострадание, облегчает бессознательную, но
столь же болезненную внутреннюю борьбу.
Рационализация
– механизм, посредством которого подыскивается приемлемая рациональная
интерпретация поведения, успешно маскирующая его истинные мотивы, так
что они остаются при этом скрытыми как от самого индивида, так и от окружающих.
Люди часто ошибаются по поводу тех причин, которые в действительности
лежат в основе их поведения и деятельности. Например, многим мужчинам
присуща тенденция (несомненный знак нарциссизма) думать и действовать
на основе непосредственных желаний, а уж потом подыскивать приемлемые
причины в оправдание своего поведения.
Согласно
Фрейду, в норме индивид успешно проходит следующие четыре основные стадии
психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую и генитальную.
Задержка развития на любой из этих стадий ведет к определенным личностным
особенностям, а нередко и к психическим расстройствам. Например, агрессивность
является определяющей чертой «анально-садистского» типа личности. Проблемы,
возникающие на фаллической фазе психосексуального развития, ведут к т.н.
эдипову комплексу и часто сопровождаются неврозами.
Психическое
развитие человека может рассматриваться в терминах «Я-идентичности» («самотождественности»),
или того, что последователь Фрейда Э.Эриксон называл кризисом идентичности.
Эриксон выделял восемь стадий развития идентичности личности с соответствующими
альтернативными вариантами разрешения психосоциальных кризисов идентичности
на каждой из этих стадий.
СТАДИЯ
|
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ
КРИЗИС
ИДЕНТИЧНОСТИ
|
ЖЕЛАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
РАЗВИТИЯ |
Орально-сенсорная |
Доверие
– недоверие |
Надежда |
Мышечно-анальная |
Автономия
– стыд/сомнение |
Сила
воли |
Двигательно-генитальная |
Инициативность
– чувство вины |
Целеустремленность |
Скрытой
сексуальности |
Трудолюбие
– чувство неполноценности |
Компетентность |
Подростковая |
Идентификация
– спутанность ролей |
Верность |
Юношеская |
Близкие
отношения – изоляция |
Любовь |
Зрелость |
Генеративность
– застой |
Забота о молодом поколении |
Старение/Старость
|
Целостность
«Я» – отчаяние |
Мудрость
|
Гуманистические
теории личности
Усилия Э.Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены
на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические
потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения
определенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек остался
человеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной
природы человека должна развиться собственно человеческая натура. В этом
процессе гуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры
и социальное взаимодействие, осуществляемое тоже благодаря культуре.
Два других
представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан,
подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например,
назвал свой подход «межличностной» теорией психиатрии, превращая тем самым
психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как «относительно
устойчивый образец повторяющихся межличностных взаимоотношений», Салливан
искал причины психических нарушений в культуре.
Тенденция
социального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, которое
получило название «третьей силы в психологии». Такие психологи, как Р.Мэй,
К.Роджерс, Э.Маслоу, В.Франкл и Г.Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения
человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую,
нормальную личность. Используя «целостно-динамический подход», Маслоу
предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость
человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного
потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного
роста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах
потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом).
Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке):
1) физиологические потребности, или потребности выживания (еда, секс,
сон и т.д.), 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности
(потребность в друзьях и знакомых), 4) потребность в признании (самоуважении).
Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) потребность
в самоактуализации (раскрытии личностного потенциала), 2) желание знать
и понимать (когнитивный импульс), 3) эстетическая потребность (стремление
к красоте и гармонии). Потребности, связанные с личностным ростом, являясь
главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут,
однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние,
мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие
(гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном
росте, скорее всего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный
рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья.
Это соответствует концепции «полностью функционирующей личности», предложенной
Роджерсом, и понятию «реализации смысла жизни» Франкла.
Личностные
черты
Теории личности Г.Олпорта и Р.Кеттела придавали большое значение понятию
«черта личности». (Олпортовская концепция «черты» соответствует понятию
«фактор» у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором «общих черт».
Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей
чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не
столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая
личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы. Развитие «Я»
осуществляется через прохождение восьми стадий: 1) телесное «Я», 2) самоидентификация,
3) самооценка, 4) расширение «Я», 5) образ «Я», 6) «Я», разумно справляющееся
с внутренними противоречиями, 7) «Я», утверждающее и развивающее себя,
8) «Я» знающее. На основе такого исходного материала, как темперамент,
физические свойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся
процессе развития и в этом отношении представляет собой «единое в многообразном».
Олпорт формально определил личность как «присущую индивиду динамическую
организацию тех психофизических систем организма, которые определяют специфику
его поведения и мышления».
Конституциональные
типологии личности
Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами – на замкнутых
(склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Введенные Юнгом
понятия стимулировали интерес к типологизации личности. Некоторые исследователи
сопоставили особенности телосложения с определенными личностными типами.
Специалист по патопсихологии Э.Кречмер соотнес «эстетическую» телесность
(длинное худощавое тело) с «шизоидной» личностью (склонной к шизофрении),
а «пикническую» телесность (полное тело) с «циклотимической» личностью
(склонной к маниакально-депрессивному психозу). Классификация Кречмера
легла в основу конституциональной психологии У.Шелдона (см. выше в разделе
Мотивация).
Поведенческие
теории личности
Согласно Скиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а
не внутренними силами. Каждый индивид находится под контролем случайных
обстоятельств, подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер
– оптимист, так как уверен в том, что человек в состоянии правильно организовать
ту среду, которая его контролирует; следовательно, человек может творить
и переделывать собственную натуру и делает это постоянно, хотя и не прямым,
а опосредованным – через среду – путем.
Иную теорию
социального научения предложил А.Бандура. Основные положения этой теории
сводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу.
Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние
факторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, позволяют
человеку регулировать, предвидеть и направлять внешние воздействия. Как
и в норме, в случаях психической патологии поведение формируется в результате
научения, а потому «аномальное поведение» и «дурные привычки» – это по
сути дела одно и то же. Используя методы модификации поведения в сочетании
с упражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить
«плохие» привычки «хорошими», а аномальное поведение – нормальным.
Энциклопедия «Мир вокруг нас» («Collier's Encyclopedia»)
|
|