|
О
творчестве Ольги Пузановой
Среди
современных российских художников Ольга Пузанова - одна из самых
таинственных. Первая часть ее биографии хорошо известна. Была одной
из самых блестящих студенток Московского Художественного училища
памяти 1905 года. В 1992 году, уже будучи сложившимся художником,
поступила на факультет живописи Суриковского института. "Я
училась у профессора Александра Фомкина, приверженца крепкого рисунка
и серьезного подхода к исполнению, - говорит Ольга. - Фомкин не
терпел несерьезного подхода к живописи, настаивал на проработке
деталей, требовал, чтоб вещи на картинах были "весомыми"
и не допускал "камуфляжа", - месива из цветовых пятен,
которым неопытные студенты порой пытались заменить форму. Он многому
меня научил, хотя и старалась сохранить собственное видение мира,
но у меня есть и картины, отражающие его подход". Смотреть
работы Ольги приходил едва ли не весь институт - она писала великолепно,
с артистической легкостью и вдохновением. Казалось, что овладение
техникой живописи, которая давалась многим студентам с таким трудом,
дается ей без малейших усилий. С первого курса Ольга принимала участие
в художественных выставках - причем в выставках не заштатных, а
вполне серьезных, - в ЦДХ, ЦМТ. Ее работы вовсю покупали в частные
коллекции - преимущественно во Францию, Англию, Германию.
На пятом курсе Ольга сделала дипломный проект, -
проект монументальной росписи для строившейся тогда станции метро
"Римская", утвердила его и не стала защищать. С этого
момента об Ольге не известно практически ничего, кроме того, что,
имея за плечами тысячи великолепных работ, она десять лет не брала
кисть в руки. Более того - избегала любых контактов с художественным
миром, - даже не посещала музеи и выставки.
Прошло десять лет - и Ольга неожиданно вернулась
к творчеству. Ее работы появились в ведущих галереях Москвы. На
вопросы журналистов о том, чем же она занималась прошедшие годы,
загадочно улыбается и отвечает: "Разными вещами". Не рассказывает
ни о чем, что напрямую не связано с ее работой. Понятно лишь, что
Ольга вернулась к творчеству на ином уровне. Она переосмыслила все,
что было сделано раньше, оценила свои эксперименты в разных жанрах
и направлениях - и стала писать по-новому, создав более стройную
творческую систему. Теперь ее интересуют не только живопись, но
и скульптура, она мечтает о синтезе искусств, о соединении в единое
целое живописи, фрески и скульптуры. И, вероятно, ее выставки вскоре
станут заметным событием в художественном мире Москвы.
Ольга Пузанова училась у мастеров, творческое становление
которых пришлось на 50-е 60е годы, чье творчество впитало в себя
атмосферу радостного послевоенного подъема. Ее первые работы выполнены
в рамках традиционного советского - именно советского, а не российского
искусства, с его крепкой композицией, тщательно выстроенным соотношением
тонов и яркими цветами, прославляющими счастливую жизнь. "У
меня скорее доминирует цвет, неудержимый напор цвета" - говорит
сама художница. В этот период она пишет солнечные пейзажи, вызывающие
ассоциации с творчеством Пименова и Нисского, Налбандяна и Герасимова,
и веселые летние "дачные" натюрморты и портреты, напоминающие
о работах Грабаря и Герасимова. Можно сказать, что краткий и счастливый
период "советского импрессионизма" получил в ее работах
прямое продолжение. Великолепны пейзажи Валаама, передающие атмосферу
прохладной и светлой осени. Они чрезвычайно эмоциональны, написанны
размашистыми, сильными мазками.
В графике Ольга Пузанова часто шла на смелые эксперименты.
Разноплановые работы от академического рисунка и портрета до смелых
импровизаций на мотивы средневекового искусства. В рисунке видна
прекрасная школа - одной линией художница может передать движение
и характер модели, в то же время она способна делать и классический
рисунок, с тщательной проработкой формы и деталей. Серия "Гаргантюа
и Пантагрюэль" напоминает стилистически средневековые миниатюры,
украшенные орнаментами, но если присмотреться - видно, что это скорее
игра в средневековье, представление о нем современного человека,
пронизанное тонким юмором. Особенно это проявляется в маленьких
фигурках, украшающих буквицы.
Портреты работы Ольги Пузановой - это всегда биение
жизни и красок, образ, увлекающий за собой в мир бурных эмоций.
Часто она, передавая характер своих персонажей, изображает их на
фоне бурной воды, рядом с большими букетами цветов, - подобно художникам-романтикам,
которые отождествляли стихию и переполненную чувствами человеческую
душу.
Особое место в творчестве художницы занимают акварельные
наброски, выполненные в ее многочисленных путешествиях по России
и зарубежью. Она не из тех, кто позволяет себе расслабиться даже
на отдыхе, превратившись в беспечного туриста - Ольга пишет повсюду.
Смело работая линией и пятном, без предварительного рисунка карандашом,
она за считанные секунды создает образ городской улицы. Порой пейзажи
написаны настолько резкими, внешне хаотичными мазками, что при первом
взгляде кажутся нагромождением красок. Но стоит отойти - и мазки
складываются в великолепный пейзаж, безупречный по цвету и фактуре.
Как уже говорилось выше, Ольга Пузанова много и
успешно занимается скульптурой, создавая ее из цветной глины. Она
говорит: "Я ищу идеи в искусстве древних кочевых народов -
аланов, скифов, монголов, много изучаю историю и археологию. Рассматриваю
древние черепа, изучаю мелкую пластику и пытаюсь понять - какими
были эти люди. Особенно меня интересует их подход к изображению
человека и то, каким образом оно стилизовано. Ведь каждая культура
по-своему стилизует мир, и количество форм и образов, которые можно
почерпнуть у древних, поистине бесконечно. Часто в моих импровизациях
видна попытка трактовать форму, упрощая и обобщая ее до геометрии,
ведь весь мир, и искусство тоже, построены на гармонии цифр и геометрических
форм . У Пушкина не зря сказано: "Поверил я алгеброй гармонию".
Я ищу геометрические соответствия фигурам, позам, характерам - и
когда удается их найти, возникает ясный и четкий образ, такой же,
какой удавалось найти древним".
Анна Баскакова
искусствовед-эксперт Комитета по культуре Правительства Москвы,
член Ассоциации искусствоведов |
|