|
С
начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были
вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное
направление и в условиях реакции многие художники становятся на примиренческие
позиции. Лишь в творчестве некоторых из них нашли отражение прогрессивные
тенденции эпохи. Самые живые явления романтического искусства проявились
в области портрета и пейзажа.
Портреты составляют лучшую часть художественного наследства Филиппа
Отто Рунге (1777-1810), работавшего в Гамбурге. Близкий к кругу гамбургских
романтиков-литераторов, сам видный теоретик живописи, уделявший большое
внимание проблемам цвета и его гармоний, автор трактата "Цветовой
круг", Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к построению сложных,
надуманных аллегорий. Он мечтал о фантастико-музыкальной поэме в цикле
композиций "Четыре времени суток", но действительно живые
образы создал, обратившись непосредственно к натуре. В "Автопортрете"
(1805), поэтическое восприятие действительности сочетается с зоркостью
взгляда аналитика, со строгим и точным мастерством рисунка.
С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен пейзаж, на фоне
которого представлены старики-родители художника, около которых примостились
их внуки, - "Портрет родителей" (1806, Гамбург, Кунстхалле).
Сурово скорбны морщинистые лица встревоженных стариков, резким контрастом
воспринимаются рядом с ним розовощекие дети, глядящие на мир широко
открытыми глазами. Свое уважение перед человеком, озабоченность за
его судьбу, восхищение перед богатством и красотой родной природы
передает Рунге в этом свое произведении. |
|
|
|
Природа
стала главным объектом изображения Каспара Давида Фридриха (1774-1840),
чья деятельность протекала главным образом в Дрездене. В своих пейзажах
художник выражает чувство преклонение перед величием природы, а также
переживание, полные мрачного раздумья, пессимизма. Излюбленные мотивы
пейзажи Фридриха - пустынные скалистые громады, которые он пишет в
различное время дня, любуясь их плавными очертаниями, игрой света,
переливами красок на каменных глыбах. В лучах заходящего, либо восходящего
солнца, они подчас утрачивают свое материальность, превращаясь в подобие
миражей, - "Горный пейзаж".
В картинах Фридриха находит отражение и борьба немецкого народа против
наполеоновского завоевания - "Могила Арминия"(1813) и растущая
реакция, сковывающая творческие силы нации, - "Гибель "Надежды"
во льдах" (1822, обе - Гамбург, Кунстхалле). Человек в пейзажах
Фридриха - маленькая одинокая фигура, затерянная в необъятных просторах
холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель, созерцающий
туманные дали, уносящийся в мечту, - "Двое, созерцающие луну"
(1812-1820, Дрезден, Картинная галерея).
Более радостным настроением отличаются картины природы родного Фридриху
селения. Поэтично залитые солнцем "Луга Грейфсвальдом" (1820-18309,
Гамбург, Кунстхалле), напоминающие чудесные описания природы у писателей
и поэтов-романтиков.
Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произведениям
немецкого искусства середины 19 в.
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа
Менцеля (1815-1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика
с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов, Менцель
стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества
Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно
с натуры, в широкой, свободной манере: "Комната с балконом"
(1845), "Железная дорога Берлин-Потсдам" (1847, обе - Берлин,
Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным
светом.
Менцель первый ввел в исторический жанр реалистический метод. В 1840г.
он предпринял громадный труд по иллюстрированию "Истории Фридриха
Великого" Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры
на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число
знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля
особенно привлекает достоверность в обрисовке исторической обстановки,
костюмов, умение схватить характерное. И все же художник, как и историк,
не избежал черт идеализации в характеристике Фридриха, представленного
в виде справедливого просвещенного монарха. К этой же теме Менцель
обращается и в живописи. Самая живая из цикла картин, посвященных
Фридриху 2, - "Круглый стол в Сан-Суси" (1850, не сохранилась).
Художник рисует изысканное общество, окружающее Фридриха в его резиденции.
Среди присутствующих - знаменитый французский философ Вольтер. Мастерски
изображена обстановка дворца, свободно сгруппированы вокруг стола
собравшиеся, и все же черты однообразно описательной манеры присутствуют
и здесь.
Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства
укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый
интерес к современности во всем разнообразии проявлений. В его искусстве
находят отражение события революции 1848 г. Он пишет "Почести
погибшим в Мартовские дни" (1848, Гамбург, Кунстхалле), обнаруживая
свои демократические настроения, сочувствия жертвам восстания. Он
создает "Железопрокатный завод" (1875, Берлин, Национальная
галерея), одну из первых в западноевропейской живописи картин жизни
рабочего класса, индустриального труда. С документальной точностью
изображает художник огромный цех завода, станки и освещенных пламенем
печи рабочих, условия их тяжелого, изнурительного труда. Тут же в
цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех свой
скудный завтрак. Некоторая чернота и сухость живописи не снижают громадного
значения этого произведения, показывающего коллективный труд индустриальных
рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.
Многочисленные подготовительные рисунки к картинам, сделанные с натуры,
характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен Дюрера,
рисовальщиков Германии. Среди них и тщательнейшие рисунки деталей
костюмов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей, интерьеров,
исполненные углем и карандашом, пером и кистью.
Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии.
Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его "одним
из самых великих художников". Однако творчеству Менцеля присущи
черты ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность
деталями его исторических полотен, за которыми подчас стушевывается
главное, а прославление реакционной силы гогенцоллерновской Пруссии,
выдвигающейся среди конгломерата немецких государств.
После победы над Францией в войне 1870-1871гг. и образования Германской
империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в стране развертываются
большие строительные работы. Официальное искусство, прославляющее
монархию, идет по пути все большего отхода от действительности в мир
вымысла. Защитники реалистического искусства вынуждены работать в
трудных условиях нарастающей реакции.
Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает
Вильгельм Лейбль (1844-1900). Интерес к жизни людей труда, проблеме
световоздушной среды и пространства приводит его к созданию картины:
"мальчик савояр" (1869, Ленинград, Эрмитаж), "Общество
за столом" (1870 - 1873, Кельн, Музей). Далекие от социальной
заостренности, они правдиво изображают крестьян баварских деревушек,
привлекая серебристой тональной живописью. В поздних своих работах
Лейбль переходит к импрессионистической манере живописи, распространяющейся
в Германии. |
|
|