|
Общественно
политический строй
древних славян
(по Фроянову И.Я.)
В борьбе
с варягами крепла военная организация славянского населения, которая своими
корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов это сотенная
система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с "сотским",
а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда
и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей
был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное,
по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально
означало главу рода, старейшину.
Сведения
о племенных вождях-князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, с ростом
населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на
ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными
союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян,
дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над
вождями отдельных племен, входивших в союз (И. Я. Фроянов). Исторические
свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его
потомках, державших "княженье в полях". Такие княжения были
и у других восточнославянских союзов племен. Арабский историк Масуди сообщает
о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк
Иордан - о князе Боже.
Таким образом,
помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были
различные функции. Племенной князь мог избираться на время, в период военных
действий. Его власть не велика по сравнению с властью вождя племенного
союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю
приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать
и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой.
|
|
|
Эти
князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В
этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские
памятники - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины"
и "старцы градские" как равнозначные).
В
летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных
руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться.
Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира,
они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники
принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли
важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцие
градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.
В
военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще
в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой
социальной структуры. Дружина срасталась с князем и также как и
князь исполняла определенные общественно полезные функции. Князь
среди дружинников был не господином, а первым среди равных. Еще
одним важнейшим элементом социально-политической структуры было
вече.
Племенные
веча - народные собрания - возникают в глубокой
древности. О них писал еще Прокопий Кессарийский, повествуя об антах
и склавенах. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует
о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное
собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но
со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось.
Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно
обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию
развития.
История России от древнейших
времен до начала XX в. Под.
ред. Фроянова И.Я.
|
|
|