|
Язычество
древних славян
(по Фроянову И.Я.)
Религией
восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий
до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых
исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной,
бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском
язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим
языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт -
поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены
в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие
о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые
фетишизм
и анимизм.
Отголосками таких, верований было поклонение, например, камням, деревьям,
рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом поклонения были
не только деревья, но и лес.
Распространен
был и тотемизм
- это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных.
Наряду с почитанием дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным
животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных
славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся о
трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические
пласты русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма
у восточных славян.
Разновидностью
культа предков в облике животных является оборотничество.
Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья.
Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты
в лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта, которому
он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых а также культ
предков. Невидимые духи - души предков и родичей, двойники фетишизируемых
предметов и явлений, объекты тотемического культа постепенно "населяют"
окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом
почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам
предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное или отрицательное
влияние на ход событий и на судьбы людей.
Язычество
восходит на новую ступень - стадию полидемонизма.
Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде
всего, по месту обитания, становясь "хозяином места". В водной
стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика,
а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище "хозяин"
домовой - маленький горбатенький старикашка. |
|
|
Демонические
верования приближали восточных славян к следующему этапу - политеизму,
т.е. вере в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется
Перун - бог грозы,
молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса
- бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний.
Были
еще Дажбог и Хорс
- различные ипостаси солнечного божества. Стрибог
- бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь,
судя по всему, земная супруга громовержца - Перуна, которая ведет
свое начало от "матери сырой земли". В древнерусское время
она - богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских
работ и девичьей судьбы.
Наконец,
Симаргл - единственное
зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый
пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством
низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.
Сдвиги
в восточнославянском обществе, о которых речь ниже, привели к языческим
реформам. Археологические изыскания в Киеве свидетельствуют о том,
что языческое капище с идолом Перуна, первоначально располагавшееся
в пределах городских укреплений, переносится на место, доступное
всем прибывающим в землю полян. |
|
|