|
Одна
из древнейших эр относится к дате — среда 26 февраля 747 г. до н.
э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его
имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои
астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал
ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона
царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения
Набонассара до современника Птолемея — римского императора Антония
Пия (138—161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29
августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.
С этого дня началась новая эра — Диоклетианова,
которая сохранилась до нашего времени лишь у коптов — потомков древних
египтян.
В IV
в. господствующей религией в Римской империи стало христианство.
Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник
— пасху — следует начинать в воскресенье после первого весеннего
полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату.
Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
При
этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал
христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого
монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам
от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное
расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог
точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали
день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили,
что их бог Солнца — Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому
календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают
увеличиваться, — значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака.
Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а
в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий
тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких
объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре
Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. —
«от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало
пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4
апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в
дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое
«блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она
придется на то же число, что и в первом году, в 534 — как во втором
году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра
послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для
пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева
(как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими
государствами. Это так называемая новая
эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.
Хиджра
На
сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра — хиджра,
получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская
эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день
основатель мусульманской религии — Мухаммед (Магомет) покинул Мекку,
чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным
календарем, который на 10—11 дней короче нашего. По этому календарю
за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры
начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана,
Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них
начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г.
наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.
БДЭЭ-История человечества |
|