|
XVII
век - время формирования единого французского государства, французской
нации. Во второй половине столетия Франция - самая могущественная
абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской
национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического
направления, родиной которого по праву считается Франция.
Французское искусство XVII в. имеет в своей основе традиции французского
Возрождения. Живопись и графика Фуке и Клуэ, скульптуры Гужона и
Пилона, замки времени Франциска 1, дворец Фонтенбло и Лувр, поэзия
Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня на всем этом лежит
печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма,
развитого чувства изящного, - т.е. чему суждено в полной мере воплотиться
в XVП в. в философии Декарта, в драматургии Корнеля и Расина, в
живописи Пуссена и Лоррена.
В литературе становление классицистического направления связано
с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского
театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы, и классицизм
становится официальным направлением, господствующим литературным
течением, признанным при дворе.
В сфере изобразительного искусства процесс формирования классицизма
был не таким единым.
В зодчестве
первом намечаются черты нового стиля, хотя они и не складываются
окончательно. В Люксембургском дворце, построенном для вдовы Генриха
IV, регентши Марии Медичи, Саломоном де Бросом, многое взято от
готики и Ренессанса, однако фасад уже членится ордером, что будет
характерно для классицизма. "Мэзон-Лафит" Франсуа Мансара
при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяготеющую
к классицистическим нормам конструкцию.
В живописи обстановка была сложнее, ибо здесь переплелись влияния
маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французскую
живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое
искусство Голландии. Во всяком случае, в творчестве братьев Ленен
эти влияния прослеживаются отчетливо. В картинах Луи Ленена нет
повествовательности, иллюстративности, композиция строго продумана
и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради выявления,
прежде всего этической, нравственной основы произведения. Большое
значение в картинах Ленена имеет пейзаж. |
|
|
|
В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе название
направления, к которому принадлежит Луи Ленен, определяется термином
"живопись реального мира". К этому же направлению относится
творчество художника Жоржа де Латура. В своих первых ра ботах на жанровые
темы Латур выступает как художник близкий к Караваджо. Уже в ранних
работах Латура проявляется одно из важнейших качеств: неисчерпаемое
разнообразие его образов, великолепие колорита, умение в жанровой
живописи создать образы монументально-значительные.
Вторая половина 30-х - 40-е годы - время творческой зрелости Латура.
Он меньше обращается в этот период к жанровым сюжетам, пишет в основном
картины религиозные. Художественный язык Латура предвестие классицистического
стиля: строгость, конструктивная ясность, четкость композиции, пластическое
равновесие обобщенных форм, безукоризненная цельность силуэта, статика.
Примером может служить одна из его поздних работ "Св. Себастьян
и святые жены" с идеально прекрасной, напоминающей античную скульптуру
фигурой Себастьяна на переднем плане, в теле которого - как символ
мученичества - художник изображает лишь одну вонзенную стрелу.
Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации
и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм,
опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма
провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим
идеалом служила античность. Создателем классицистического направления
в живописи Франции XVII в. стал Никола
Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология,
история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров
и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом
и государством. Общественное назначение искусства было очень важно
для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма.
Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный
язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основой
живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм,
статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей
и характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов.
Это гармонический мир в себе не выходящий за пределы живописного пространства,
как в барокко.
Первый период Пуссена кончается, когда в его темы врывается тема смерти,
бренности и тщеты земного. Это новое настроение прекрасно выражено
в его "Аркадских
пастухах".
В 40-50-е годы главный упор Пуссен делает на рисунок, скульптурность
форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лирическая непосредственность,
появляется некоторая холодность и отвлеченность. Лучшими у позднего
Пуссена остаются его пейзажи. Художник именно в природе ищет гармонию.
Человек трактуется, прежде всего, как часть природы.
Вторая половина XVП столетия - время длительного правления Людовика
XIV, "короля-солнца", вершина французского абсолютизма.
Не даром это время получило название в западной литературе - "великий
век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов
искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу
короля. С начала самостоятельного правления Людовика XIV, т.е. с 60-х
годов XVП в., в искусстве происходит очень важный для дальнейшего
его развития процесс регламентации, полного подчинения и контроля
со стороны королевской власти. Созданная еще в 1648 г. Академия живописи
и скульптуры находится теперь в официальном ведении первого министра
короля. В 1671 г. основывается Академия архитектуры. Устанавливается
контроль над всеми видами художественной жизни. Ведущим стилем всего
искусства официально становится классицизм. Знаменательно, что для
строительства восточного фасада Лувра в этот период избирается не
проект известного к тому времени во всей Европе Бернини, а проект
французского архитектора Перро.
Колоннада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математически
выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство покоя
и величия, более соответствовала сложившемуся идеалу эпохи.
Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру при всей
живучести архитектурных традиций итальянского барокко. Но больше всего
архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка.
Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно ре шить эту
проблему во дворце и парке Воле Виконт близ Мелена. Дворец Во справедливо
считается прообразом главного создания второй половины XVII в. Версальского
дворца и парка. Он был построен Лево, а на последних этапах в его
строительстве принял участие Ардуен Мансар. Экстерьер здания классицистически
строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный
ритм. Все это не исключает пышной декоративной отделки, особенно в
интерьере. Ин терьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных
комнат.
Версальский парк являет собой программное произведение, где во всем
сказывается воля и разум человека. Его создателем был Ленотр, скульптуры
исполняли Жирардон и Куазевокс.
В классицизме второй половины XVII в. нет искренности и глубины лорреновских
полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это официальное направление,
приспособленное к требованиям двора и, прежде всего самого короля,
искусство регламентированное, унифицированное, расписанное по своду
правил, что и как изображать, чему посвящен специальный трактат Лебрена.
В этих рамках развивается и жанр портрета. Это, конечно, парадный
портрет. В первой половине века портрет монументален, величественен,
но и прост в аксессуарах, а во второй половине века, выражая общие
тенденции развития искусства, портрет становится все более пышным.
Со второй половины XVII столетия Франция прочно и надолго занимает
ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце правления
Людовика XIV в искусстве появляются новые тенденции, новые черты,
и искусству XVШ в. предстоит развиваться уже в другом направлении. |
|
|