|
КУЛЬТУРА
и ИСКУССТВО
Формы культуры, типы культуры |
|
|
Основные
формы и типы культуры
Место
и функции культуры в обществе |
|
Культура
в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры
представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено
в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом.
Культурная статика предполагает изучение распространения культуры
в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный
подход к изучению культуры.
В рамках
культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании
ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая
культура.
Материальная
культура основана на рациональном, репродуктивном
типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет
первичной потребности человека.
Состав
материальной культуры:
• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные
сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);
• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта
(одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство,
пища);
• культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности
населенных пунктов).
Духовная
культура основана на рациональном, творческом
типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет
вторичные потребности человека.
Состав
духовной культуры:
• религиозная культура (систематизированные религиозные учения,
традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения,
этнографическая религиозность);
• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности,
мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная
норма);
• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная
система, законопослушание);
• политическая культура (традиционный политический режим, идеология,
нормы взаимодействия субъектов политики);
• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);
• интеллектуальная культура (философия, история, наука).
Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся
и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры:
библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные
заведения, суды и пр.
По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые
невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной
области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры,
пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая,
экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная
культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном
объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит
от процентного содержания материального и духовного. Это относится
к художественной и физической культуре. |
|
|
|
|
Художественная
культура основана на иррациональном, творческом
типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и
субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
Состав
художественной культуры:
• прикладное искусство или дизайн (насчитывает более 400 видов:
кулинарию, косметику, парикмахерское искусство, флористику, освещение
и т.д.);
• «чистое» или «изящное» искусство (традиционно выделяют 7 видов:
архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец,
театр, кинематограф).
Физическая
культура основана на рациональном, творческом
типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет
первичные потребности человека.
Состав
физической культуры:
• культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры
до профессионального спорта);
• рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья
(медицина, туризм);
• сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и
удовлетворения сексуальности.
В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве.
Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми
поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим
поколениям как нечто ценное и почитаемое, является культурным наследием.
Наследие – важный фактор сплочения нации, средство объединения общества
в периоды кризисов.
Кроме
культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного
ареала – географического района, внутри которого у разных культур
обнаруживается сходство в главных чертах.
В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные
универсалии – нормы, ценности, традиции, свойства, присущие всем
культурам, независимо от географического места, исторического времени
и социального устройства общества. Культурные универсалии отличаются
сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов.
Большинство культурных универсалий порождено схожими биологическими
и социальными потребностями людей, что вытекает из единства их физических
и психических характеристик.
Американские антропологи выделяют более семидесяти
универсалий, общих для всех культур, среди них: возрастная градация,
календарь, приготовление пищи, этика, этикет, семья, законы, медицина,
музыка, мифология, число, личное имя, религиозные ритуалы и др.
Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета
построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии»,
«кризисные обряды», «запреты инцеста» и т.д., 75 подобных культурных
универсалий обнаружено в 600 проанализированных и изученных локальных
культурах.
Как уже отмечалось, культура – это весьма сложная,
многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю.
В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.
|
|
|
Культура
- это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта
народов,
родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях
и передаваемых из поколения в поколение |
|
Мировая культура
– это синтез лучших достижений всех национальных культур народов,
населяющих нашу планету.
Национальная культура
– высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется
не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной
солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории,
но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового
значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию).
В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана
с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного
ареала могут существовать несколько народов).
Культурная динамика рассматривает распространение
культуры во времени, в ее периодизации, внутренние системные изменения,
модели взаимодействия культур. Она включает в себя изменения внутри
культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна
целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный
характер.
В процессе своей «актуализации», ускорения в определенной
социокультурной системе каждый культурный феномен проходит четыре
основных уровня:
- инновация – принципиально новое, ранее не известное явление культуры;
- культурный образец – широко известное, но мало распространенное
в обществе культурное явление;
- культурная норма – широко распространенное в обществе культурное
явление, представляющее собой стандарт культурной деятельности и
поведения человека, которое для своего существования нуждается в
постоянной общественной санкции (т.е. культурной норме следуют осознанно);
- традиция – наиболее устойчивые во времени социокультурные явления,
которым большинство людей следует безотчетно; является механизмом
аккумуляции и трансляции культурного опыта, формирует культурное
наследие.
В реальном культурном бытии очень немногие феномены преодолевают
уровень инноваций и еще меньше достигают положения традиции.
Наиболее распространенными понятиями, с помощью
которых фиксируются основные направления культурной динамики и качественные
особенности культурного развития являются понятия прогресса и регресса.
Они впервые появляются в философской мысли эпохи Просвещения (XVIII
век).
Во второй половине XIX в. в культуре декаданса понятие прогресса
было подвергнуто острой критике. Было показано, что качественные
оценки развития культуры неприменимы к явлениям художественной и,
от части, духовной культуры. Например, последовательность из произведений
трех известных художников: Фидия, Рафаэля и Пабло Пикассо принципиально
невозможно представить ни как прогрессивный, ни как регрессивный
ряд. Их мировосприятие и творческие методы являются настолько различными,
что не могут быть сопоставлены.
Помимо соотношения статики и динамики культуру классифицируют по
принципу ее распространения. Здесь выделяют доминирующую культуру,
субкультуру и контркультуру.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми
руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей
культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп
(национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.),
постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.
е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные
миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре,
субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств,
профессиональной субкультуре, городской, сельской и т. п. От доминирующей
субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения.
Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее, субкультура
не противостоит доминирующей культуре.
Субкультура,
которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит
ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название
контркультуры.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень,
различают три формы — элитарную, народную и массовую культуру.
Элитарная,
или высокая, культура создается привилегированной частью общества
либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная
культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком.
Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением
эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является
деятельность художественного объединения «Мир искусства».
В
отличие от элитарной народная
культура создается анонимными творцами, не
имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют
также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной.
По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными
(изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми
(карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор.
Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности,
и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. |
|
|
|
|
Массовая
культура не выражает изысканных вкусов аристократии
или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины
XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство
стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан
с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это
искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы.
Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».
Массовая
культура может быть интернациональной и национальной. Как правило,
она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная
или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает
большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская.
Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует
на любое новое событие и стремится его отразить.
Серийный
характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
• примитивизацией отношений между людьми;
• развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
• натуралистическим смакованием насилия и секса;
• культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
• культом посредственности, условностью примитивной символики. |
|
|
|
Представленные
специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется
на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической
психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных
структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.).
К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике
и насилию. И этот интерес — основа успехов массовой культуры, ее произведений.
Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность,
выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого
не происходит. |
|
|
|
|
Предначертанная
культуре задача — связывать людей в единое
человечество — находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных
функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются
они иногда по-разному.
Как один из
вариантов, можно было бы предложить следующий перечень
функций культуры с некоторыми пояснениями:
а) функция приспособления к среде (адаптивная),
б) познавательная,
в) ценностная или аксиологическая,
г) информационно-коммуникативная,
д) нормативная или регулятивная,
е) семиотическая.
Наиболее общей
и универсальной функцией культуры является адаптивная
– приспособление человека к природному и социальному окружению.
К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно
средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению
– благодаря духовной и художественной культуре. |
|
|
|
Базовая
адаптивная функция культуры конкретизуется в
целом ряде других, частных функций. Наиболее значительными из них
являются:
• познавательная функция (гносеологическая), в рамках которой культура
обеспечивает человека истинными или социально значимыми знаниями об
окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к природным
или социальным условиям;
• ценностная функция (аксиологическая), благодаря которой осуществляется
целеполагание социокультурного развития, определяются идеалы и нормы
поведения в конкретном обществе и, более широко, регулируются отношения
между людьми;
• информационно-коммуникативная функция осуществляет сохранение и
передачу во времени и пространстве социально-значимой информации,
которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества;
• нормативная (регулятивная) функция культуры связана, прежде всего,
с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности
людей; в сфере труда, быта, межличностных отношений культура регулирует
поступки, действия и даже выбор людей; регулятивная функция опирается
на такие нормативные системы, как мораль и право;
• знаковая (семиотическая) функция – культура представляет собой определенную
знаковую систему; поэтому невозможно овладеть достижениями культуры
без изучения соответствующих знаков. |
|
|
|
|
Основные
формы культуры
В большинстве современных обществ культура существует
в следующих основных формах:
1) высокая, или элитарная культура - изящное
искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая
элитой;
2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции,
обычаи;
3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств
массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.
От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета
господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна.
Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности
страны следует судить не по степени распространенности грамотности
и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя
населения.
|
|
|
|
Массовая культура - надстройка
над базовой культурой
Существует точка зрения,
что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой
информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.
Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт
интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации.
Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей
и стандартов жизни.
Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает
промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной
по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.
Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют
много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями.
Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества,
называется субкультурой.
В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы
и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей
культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может
вступить в конфликт с господствующей культурой.
Культурное
наследие – материальные и духовные ценности,
созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты,
значимые для сохранения и развития самобытности народа и его вклада
в мировую цивилизацию. В широком смысле, культурное наследие – материальные
и духовные ценности значимые для человечества в целом.
Культурный ареал – зона территориального
распространения локальных культурных типов и черт (например, ареал
исламской культуры или ареал барочной культуры). В рамках культурного
ареала принято устанавливать центры возникновения и пути распространения
определенного культурного типа. |
|
|
|
|
|
|
Copyright
© 2004 ABC-people.com
Design and conception BeStudio © 2004-2017 |
|
|