|
Разные
значения понятия “культура”
Понятие
культуры может употребляться в нескольких значениях.
Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо
конкретной культурно-исторической общности, характеризуемой определёнными
пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура
Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.).
Во-вторых, термин культура используется для обозначения
специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры).
В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение,
модель, построенная по определённому принципу.
Культурные
модели создаются исследователями как некие идеальные типы в целях
более глубокого изучения культуры на основе обобщения исторического
материала, выявления форм жизнедеятельности культуры и её элементов.
Они часто применяются при классификации культур. В таком смысле
термин культура использовался Я.Бахофеном, Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером,
М.Вебером, А.Тойнби, П.Сорокиным и др. Культурные модели могут создаваться
не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая
культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная
культура и т.п.
Мы
можем говорить о целостности культуры в том смысле, что она есть
явление чисто человеческое, то есть развивающееся вместе с человеком
и благодаря его творческим усилиям. Люди, именно потому, что они
люди, во все времена и, несмотря на все различия природно-географической
среды ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни
и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. Раскрытие тайн
природы, поиски смысла жизни, творческие порывы, стремление к гармонии
человеческих взаимоотношений, общие для всех времён и народов, —
вот далеко не полный перечень тех оснований, на которых базируется
целостность культуры и единство мирового социокультурного процесса.
В
ходе этого процесса происходят изменения в самой культуре. Её ценностная
основа обновляется, становится более гибкой, формируются новые смыслы
и образы, развивается язык и т.п. С течением времени изменяются
источники культуры, они осознаются каждым новым поколением как более
глубокие и древние, сакрализуются, то есть освящаются религиозной
традицией, сохраняется их преемственность.
Кроме
того, c течением времени внутри культуры происходит дифференциация,
в результате возникают её отдельные сферы, требующие новых средств
самовыражения, нового духовного и практического опыта. Так родилась
живопись, музыка, театр, архитектура, философия, наука. Сегодня
мы тоже становимся свидетелями дифференциации культуры: рождаются
новые виды искусства — голография, светомузыка, компьютерная графика;
появляются новые отрасли научного знания.
В
этом смысле культура выступает в качестве механизма последовательной
выработки, закрепления и трансляции ценностей, как баланс сочетания
непрекращающейся модернизации с предельно высокой степенью преемственности.
Причём, сохранение есть непреложный закон цивилизованности, обуславливающий
естественно-историчность человеческой деятельности.
Культура — это явление, органичное жизни человечества, её смысл
определяется творческими усилиями человека по созданию “нового мира”,
“второй природы”, или, как считал русский учёный Владимир Иванович
Вернадский (1863 - 1945), “ноосферы”, то есть сферы человеческой
мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.
Структура
культуры
В
соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую
структуру культуры.
В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный
и обыденный. Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный
(где сосредотачивается, накапливается профессиональный социокультурный
опыт, аккумулируются ценности социума), и трансляционный. Исходя
из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура
выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие
предрасположенности человека к определённой деятельности. К ним
относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая
культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая
культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на
кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном
уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Экономической
культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного
бюджета; политической — нравы и обычаи; правовой — мораль; философии
— обыденное мировоззрение; религии — суеверия и предрассудки, народные
верования; научно-технической культуре - практические технологии;
художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура,
искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется
взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, это как
бы определённые каналы связи, по которым происходит обмен культурной
информацией.
Между
кумулятивным и обыденным уровнями существуют определённые каналы
связи, осуществляемые посредством трансляционного уровня: сфера
образования, где сосредоточенные традиции, ценности каждого из элементов
культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства
массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где
осуществляется взаимодействие между “высокими” ценностями и ценностями
повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства
и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры,
где сосредоточенные знания о культуре и культурные ценности выступают
доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).
Развитие
техногенной цивилизации расширило возможности человека в постижении
им реального мира, появились новые способы трансляции культуры.
В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры.
Концепцию “элитарности” культуры разрабатывали Ф.Ницше, Т.Элиот,
Х.Ортега-и-Гассет и др. Ф.Ницше связывал культурное творчество с
избытком жизненных сил, а создание духовных ценностей — с деятельностью
аристократов, касты “сверхлюдей”. Американский культуролог Т.Элиот,
в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в её вертикальном
срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определённый
образ жизни, вести который могут только избранные — “элита”. Испанский
культуролог Х. Ортега-и-Гассет в работах “Восстание масс”, “Искусство
в настоящем и прошлом”, “Дегуманизация искусства”, выдвинул концепцию
массового общества и массовой культуры, противопоставив духовной
элите, творящей культуру, идейно и культурно разобщённые массы:
“Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь
насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право
на ней и навязывают её всем и всюду... Масса сминает всё непохожее,
недюжинное, личностное и лучшее... Мир обычно был неоднородным единством
массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой.”
В
современном индустриальном обществе массовая культура — понятие,
характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных
на массовое потребление и подчинённых ему, по аналогии с поточно-конвейерной
индустрией, как своей цели. Если элитарная культура ориентирована
на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура ориентирует
распространяемые ею духовные и материальные ценности на “усреднённый”
уровень развития массовых потребителей.
Говоря
о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что она представляет
собой систему, единство образующих её элементов. Доминирующие черты
каждого из элементов образуют так называемое “ядро” культуры, которое
представляет собой неантагонистическую, стабильную целостность ведущих
ценностных ориентаций. “Ядро” культуры выступает как её основополагающий
принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике,
религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной
организации, в её менталитете и образе жизни. Специфика “ядра” той
или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей.
Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение
на центральное “ядро” и так называемую “периферию” (внешние слои).
Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия
более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей
устойчивостью. Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости
от ряда факторов, в качестве которых выступают экономические условия,
этические нормы, эстетические идеалы и критерий удобства. Например,
современную культуру часто называют обществом всеобщего потребления,
поскольку на первый план социокультурной жизнедеятельности выдвинуты
именно эти ценностные основания.
Каждый
элемент культуры различным образом связан с другими её элементами.
В культуре наблюдается большое разнообразие типов таких связей.
Во-первых, культура системообразуется, интегрируется посредством
конкретных организаций, институтов и общественного мнения, между
которыми существует как материальные, так и духовные связи, реализуемые
посредством “вещного” (обмен товарами, культурными ценностями) и
информационного обмена. Во-вторых, на более высоком уровне интеграции
культура выступает как взаимосвязь и взаимодействие таких её функциональных
элементов, как верования, традиции, нормы, формы производства и
распределения и т.п. Если в исследованиях культуры XIX века преобладал
феноменологический подход, то в ХХ веке преобладает структурно-функциональная
интерпретация культуры. |
|