|
Культура
древних цивилизаций
Культура
древнего Египта. Культура древней Индии. Культура древнего Китая.
Эллинская культура
|
|
|
Культура
древнего Египта
Эта
древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 веке
до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько
периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет
— это было время образования рабовладельческого строя и деспотического
государства, на протяжении которого сформировалась характерное для
древних египтян религиозное верование: культ природы и предков,
астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.
В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее
и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией
бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта
и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном
развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов,
таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников
искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве.
О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса,
которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира,
говорят ее размеры: 146 м — высота, а длина основы каждой из 4 граней
— 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности
Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время
особенно расцветала архитектура храмов.
Среди
наибольших достижений художественного творчества этого периода образ
царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая
маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи
Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения
головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает
в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия.
В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая
система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных
религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии,
где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился
с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял
над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом
и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное
бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как
стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы,
помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны
могли войти в “царство мертвых”, построив себе пирамиду, то с времен
Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу.
В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой
группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов.
Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные
на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность
солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте
впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития
достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне
владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.
Открытие
иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров
словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии,
повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические
трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр.
Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к
появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских
размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник
гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую
роль в становлении и развитии мировой культуры. |
|
|
|
Культура
древней Индии
Ранняя
индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной
Индии в 3 веке до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь
Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной
и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно
в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их дивительным
достижением была система водопровода и канализации, которых не было
ни у одной их других древних культур. Создали они и свою оригинальную
до сих пор не расшифрованную письменность.
Яркой
особенностью культуры Хараппы был ее необычный консерватизм: на
протяжении веков расположение улиц древнеиндийских мест не изменялось,
а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры
Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями,
которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные
— брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего
расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху “Ригведи” — большого
собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных
обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в
Индии после т. н. “великого переселения народов”.
В это
же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований
индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского
населения Северной Индии. В эпоху “Ригведи” начал складываться индийский
феномен — кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы
морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре
основные “варны”: жрецы, воины, простолюдины-земледельцы и слуги.
Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей
каждой варны. Согласно с этим, законным считался брак лишь в пределах
одной варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее
разделение варн на еще большее количество мелких каст. Формирование
каст — это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых
и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества,
где образовалась очень сложная социальная структура. Олимп в индуизме
символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которая представляет
космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной
реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступавшего
против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма,
миссия жизни человека есть достижение нирваны.
Ислам
ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего,
мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической
системой, но главное их верование опиралось на концепцию “сгруппированного
братства” , которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших
эту веру. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская,
наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых
эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения
изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах
храмах изображались в различных позах. В культуре Древней Индии
тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская
мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение
света, включены в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все философские
взгляды играли важную роль не только в истории культуры Индии, а
и мировой философии и науке. С ними тесно связаны достижения разных
отраслей древнеиндийской науки — математики, астрономии, медицины
и природоведения. Известно, что индийские ученые еще в далеком прошлом
опередили некоторые открытия, сделанные европейскими учеными только
в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная культура
древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для
нее религиозными и философскими системами.
Идеи,
характерные для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли
творчество в архитектуре, культуре и живописи. Для потомков остались
сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы,
кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами.
Восприятие
света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных
храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, которые
объединяют традиции сев. и юж. типа строения храмов в Древней Индии.
В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние
искусства и других древне восточных цивилизаций. Это объяснялось
расположением Индии на Великом шелковом пути, по которому не только
шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом
процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное
влияние буддизма на другие древние страны. |
|
|
|
Культура
древнего Китая
Наиболее
древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования
государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ.
Ее столицей стал город Шан, давший название стране и правящей династии
царей. Позже ее завоевали другие китайские племена, назвав новое
царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств.
Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая
путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую
каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.
Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую
культуру такие открытия как компас, спидометр, сейсмограф. Позже
были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области
письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт,
а в военной технике — пушки и стремена. Также был изобретены механические
часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткатства.
В математике
выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей
и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа "Пи",
открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными.
Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из
первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общество
было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные
технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием
и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае
достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических
прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.
Важным
оставалось также строительство фортов, направленное прежде всего
на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников
с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями
— Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина
на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих результатов.
В Древнем Китае. впервые была написана “Фармакология” , впервые
стали проводить хирургические операции с применением наркотических
средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения
иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители
и лекари разработали оригинальное учение о “жизненной энергии” .
На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система
“ушу”, давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству
самообороны “кунг-фу” . Своеобразность духовной культуры Древнего
Китая в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире
как “китайские церемонии”. Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных
норм поведения и мышления сложились на основе культа древности.
Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков.
А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства
с людьми, став абстрактными божествами-символами, например Небо.
Наиболее
важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство
— этико- политическое учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом
есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков.
Учение делило общ-во на “высших” и “низших” и требовало от каждого
выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло
значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании
политической культуры императорского Китая. Главной силой, противостоявшей
конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты, будучи
реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет
которой должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство
делало ставку на мораль и древние традиции, тогда как легизм ставил
на первое место административный регламент. Под влиянием характерных
для древне китайского общества религиозных, этико-философских и
социально-политических взглядов развивалась и вся его классическая
лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике, знаменитой “Книге
песен” , которая создавалась продолжительное время на основе народных
песен, священных напевов и древних гимнов, воспеваются подвиги предков.
Во
2-3 веках в Китай приходит буддизм, который достаточно заметно повлиял
на традиционную китайскую культуру, это проявилось в лит-ре, образном
искусстве и, особенно, в арактере. Буддизм просуществовал в Китае
прочти 2 тысячелетия, заметно изменился в процессе приспособления
к специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей
с конфуцианским прагматизмом в Китае возник чань-буддизм, который
впоследствии распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма.
Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобразном китайском
искусстве, которое как нигде в мире опиралось на традиции.
Китайцы
так и не приняли вид индийского Будды, создали свой образ. То же
самое произошло и с храмами. Значительную роль в китайской культуре
сыграл и даосизм, с которым связано развитие науки и техники Древнего
Китая. Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром
сыграл “Великий шелковый путь”, по которому совершалась не только
торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами, что повлияло
на китайскую культуру. |
|
|
|
|
|
|
Эллинская
культура
Эллины
поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные
силы и явления, героям — мифическим предкам племен и родов, основателям
городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох — от древнего
поклонения растениям и животным до антропоморфизма — обожествления
человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных
людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды
о героях — детях богов и смертных. Мифология стала значительным
элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались
литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли
произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. |
|
|
Архаический период
В истории Древней Греции 8-6 в. до н.э. характеризуются большими
переменами в хозяйственной деятельности, социальной жизни, культуре.
Одним из наибольших приобретений культуры Архаического периода есть
произведения Гомера “Илиада” и “Одиссея”. В 7-6 вв. до н.э. возникла
греческая лирика, одним из первых лирических поэтов считается Архилох.
В первой половине 6 в. до н.э. на острове Лесбос творила Сапфо,
творчество которой было вершиной лирики Древней Греции. В 8-6 в.
в Древней Греции происходил подъем образотворческого искусства и
арактеры. В 7 в. до н.э. появляются постройки из камня. Главным
образом это храмы. В процессе формирования арактеры возникают 3
основных направления:
дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой
и суровостью форм) , ионический(легкость, стройность, декоративность),
коринфский(утонченность). Храмы архаического периода: Аполлона в
Коринфе и Геры в Пестуме.
В
скульптуре архаического периода основное место занимает изображение
человека. Греческие художники пытаются овладеть правильным построением
тела человека, научиться передавать движение. Живопись, главным
образом, известна нам с вазовых росписей. В 6 в. господствует чернофигурная
роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В
конце 6 века возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются
в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окружающем
мире были основой для развития философии. Основателем милецкой философской
школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из
которой все возникает и в которую все превращается. За первооснову
также считали “апейрон” , неопределенную, вечную материю, воздух,
огонь. Древнегр. философ и математик Пифагор основал философскую
школу в Южной Италии. По его философии мир состоит из количественных
закономерностей, которые можно вычислить. Заслугой пифагорейцев
были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях,
установления ряда количественных закономерностей в мире.
Идеалистическая
линия в философии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской
философской школой. Победа над Персией дала Греции полную власть
в Средиземноморье. Военная добыча, торговля, использование рабского
труда способствовали развитию всех отраслей культуры.
Классический период
В классический период развивается драматургия. Возникновение греческого
театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали
в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название “трагедия”
(“песнь козлов” ). Известными драматургами этого периода были Эсхил
(“Закованный Прометей”), Софокл (“Антигона” и “Царь Эдип” ), Еврипид
(“Медея”, “Электра”).
Из
прозаических жанров в классический период расцветает риторика —
умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои
позиции. Среди философских проблем в классическом периоде на первый
план выдвигается понимание сущности и места человека в мире, продолжается
рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое
трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение
об атомах.
Древнегреческие
софисты учили, что “человек является мерой всех вещей”, а сущность
вещей зависит от их связи с человеком. Сократ путь к достижению
истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил
теорию о существовании “идей”. Значительное внимание Платон уделял
и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым
управляют философы. Аристотель сделал свой вклад в философию, природоведение,
историю, литературу, государственное право, основы формальной логики.
Развивались
астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину
сделал древнегреческий лекарь Гиппократ.
Греческое
искусство в классический период достигло наивысшего развития. Скульпторы
в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были
Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского).
Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского
в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее
известная скульптура мастера “Дорифор”, юноша с копьем. В 4 веке
до н.э. греческая скульптура склоняется к передаче индивидуальных
особенностей характера человека.
В 5
веке до н.э. — время перелома в греческой живописи, перехода к объемному
изображению. Чертой греческой культуры является состязательность.
Греческий агон — борьба, состязание - олицетворял характерные черты
свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали
знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало
диалектика — умение вести беседу.
Эллинизм
Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания
Римом Египта назван эллинским.
Для него характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний греческой
и восточной культур. Лишившись полисной ограниченность, греческая
культура впитывала в себя восточные элементы. Эти изменения нашли
свое проявление в религии, философии, литературе. Возникли новые
философских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков
(основатель Зенон) и философия Эпикура (последователь Демокрита).
В литературе
в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом
комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить
мощь своих государств содействовали развитию арактеры, особенно
искусства городского планирования и виды искусства, связанные с
украшением зданий — мозаика, декоративная скульптура, расписная
керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а
также палацы царей, жилые дома.
В области
скульптуры в этот период существовало 3 школы:
1. Родосская школа(драматизм) . Скульптурные группы “Лаокоон” и
“Фарнезский бык”.
2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме.
3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития
достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала
заключительным этапом в развитии культуры Древней Греции.
|
|
|