|
|
|
|
Культура Древней Греции
В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие
периоды:
• эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ
тыс. до н.э.),
• героический или гомеровский (ХІ
- ІХ в до н.э.),
• архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),
• классический (V-ІV до н.э.),
• эллинистический (период от начала похода Александра
Македонского на Восток до завоевания Римом Египта
- последняя треть ІV-І вв. до н.э.).
В 12-13
вв. до н.э. в Греции состоялся распад первобытного строя и появилось
патриархальное рабовладельчество, которое в 8-6 вв. до н. э. стало
основой экономической и политической жизни общества. Возникло товарно-денежное
хозяйство, которое сосредоточилось в рабовладельческих городах-государствах
(полисах). Ключевую роль в это время сыграли два города-государства
- Афины и Спарта. Борьба между ними за власть окончилась победой
Спарты в Пеллопонейской войне (431-404 до н.э.). В 146 г. до н.э.
территория Греции была включена в состав Римской империи.
В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура,
которая оказала большое влияние на развитие цивилизации многих стран
мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения
которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции.
Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то
есть город-государство который объединял город и окружающие земли
с селами.
Полис был самостоятельной
политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных
граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая
форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их
сознательными и активными участниками политической жизни.
Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами
управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная
рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие,
потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный
человек. Именно
такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Герой египетской,
месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью,
сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой
же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги
имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами
и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.
Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков
человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве
государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании,
отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду.
Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя
в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует
росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и
показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты
женского тела, выражено в мраморе.
За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как
смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм).
Такая
черта пронизывает не только искусство, но и философию, науку, мифологию,
все мировоззрение. Уже ранние философские системы Анаксилеандра,
Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита, "логосу", диалектики
в строении мира. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды
невозможно войти в одну и туже речку, стало со временем исходной
точкой разработки диалектики как принципа философского мышления.
В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое
учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон). В Древней Греции
возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории"
Геродот зачал летописно-описовую форму изучения общества. Аристотель
в научной работе "Политика" сформировал первую теорию
государства. Греческий ученый Эвклид заложил основы геометрии, Архимед
- механики.
Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало
4 века до н.э. театры были уже во все больших греческих городах.
"Театр" - греческое слово, в переводе обозначает "Место
для зрелищ".
В Афинах
театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее
крупных театров Эллады - на 17 тыс. зрителей. В греческих театрах
была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене, было хорошо
слышно даже в последних рядах.
Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год.
Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько
дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми
или грустными (трагедии или комедии) . Очень популярны были трагедии
Эсхила ("Персы") . Большую популярность имела трагедия
Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине
5 в до н э был афинянин Аристофан (пьеса "Птицы").
В Греции один раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование
- игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские игры основал знаменитый
герой Геракл. Первые игры - 776 г. до н. э. Они проводились с тех
пор 1000 лет, к тому времени когда их запретили по требованию христиан
(4 в. н. э.). Возобновили их в 1896 г. С тех пор они стали всемирными
и проводятся в разных странах по очереди.
Статую Афины Паллады В Парфеноне ("Храм девы") сделал
Физиа (11 м высоты) - из слоновой кости и золота.
В архитектуре греки славились колоннами. Они применяли колоны трех
типов: дорийские, ионийские, коринфские. Часто вместо колон греки
использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали
крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами,
а в виде женщин кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами
всего мира.
Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет и др. Статуи
отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали.
Греки никогда не изображали некрасивых людей, они считали изображать
нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобол"
Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора,
статуя Аполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа. |
|
|
|
Культура Древнего Рима
Во
2-м веке до н. э. (146 г.) Греция оказалась под властью Рима. Но,
как писал Гораций "завоеванная (полоненная) Греция победила
некультурного победителя". Гордовитый Рим, перед которым дрожали
завоеванные народы, вынужден был склонить голову перед величием
культуры маленькой Эллады. Позже, когда он станет великой империей,
создаст свою самобытную культуру, но только тогда, когда наберется
опыта в завоевании соседа. Прежде всего Рим позаимствовал весь пантеон
греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники
старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали
сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой
культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады,
римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято
было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только
со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую
системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости
всесторонне развитого греческого языка.
В развитии
культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:
1. этрусский VІІІ-ІІ в до
н. э.
2. "царский" VІІІ-УІ в до н. э.
3. Римской республики 510-31 гг. до н. э.
4. Римской империи 31 гг. до н. э. - 476 г н. э.
В 1-2
в.в. постепенно расцветает римская культура, в первую очередь гражданское
строительство.
В 75-80 гг. н. э. в Риме был построен знаменитый Колизей, который
стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением
- это большой амфитеатр (высота 48,5 м, в плане - эллипс, оси которого
190 и 156 м) для проведения гладиаторский сражений, цирковых зрелищ.
В первой
четверти 2 века н. э. создана еще одна памятка архитектуры - Пантеон
("храм всем богам". Это большое цилиндрическое сооружение,
перекрытое полусферическим куполом, из входом в виде портика. Активно
строили и другие сооружения: арки, лазни, термы, форумы, палацы,
крепостные стены. Рим обрел солидного и роскошного вида.
Значительного развития обрели санитария, гигиена, право, которые
стали гордостью Рима. Расцвели живописное искусство, поэзия, театр.
Для
укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные
массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом
поле озеро, на котором было организовано сражение между сирийским
и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов.
А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского
и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли
своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей
Рима.
В 476 году Рим был захвачен вестготами и вандалами. Так отошла в
историю Римская империя и ее культура. |
|
|
|
Искусство античного Рима
Искусство
древнего Рима как продолжение древнегреческого искусства
Искусство
древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого
общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду,
когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима
считают завершением художественного творчества античного общества.
Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали
традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное,
определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни,
и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян,
и другими факторами.
Римское искусство как особое художественное явление стали изучать
лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность
и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают,
что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта
вся сложность его проблематики.
Отличительные черты древнеримского искусства
А.
В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали
символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллинов
уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность
пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в
рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской,
уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные
портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей
лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические
события. Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность
в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализу, расчленению
целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир
как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую
дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались
в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это
же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.
Б.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим
рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства
с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая
живопись, слабо распространенные у греков.
В.
Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном,
так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание
взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные,
концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не
исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим
Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми
размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили
псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если
древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно
Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо
обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо
устраивались в низинах.
Тот
же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих
атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся
римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены
в себе, сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах
концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях
человека.
Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива.
Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная,
видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян
к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков,
основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической,
а не концентрической динамике художественного мышления. В этом смысле
римское искусство - качественно новый этап эстетического освоения
человеком реальности. Тяготение римских художников к классическим
эллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римских памятников,
воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие
о себе новшества. Осознанная римлянами утрата цельности художественных
форм нередко заставляла их создавать постройки громадные по размерам,
порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость или
ограниченность образов. Возможно, именно в связи с этим римские
храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно
превосходили размерами древнегреческие.
Влияние
на искусство древнего Рима “пространственного” фактора
Важный
фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, огромное
пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение
территориальных рамок древнеримского искусства с включением в его
сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских
и других форм, с особенным значением греческих, не может быть объяснено
только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс,
связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское
начало играть роль особенную - интерпретатора и хранителя художественного
наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих
римских принципов. В римском горниле сплавлялись различные художественные
ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая,
однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика.
От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ
Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена
и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались
столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным
- приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты
Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью
форм, некоторые британские - особенной холодностью, почти чопорностью,
пальмирские свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой
декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И
все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в
конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции
к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени
определившие культурное развитие раннего средневековья.
Периодичность
в развитии древнеримского искусства
Конец
римского искусства формально и условно может быть определен падением
Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства -
весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова
в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков
и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться
римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII
по VI в. в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества
других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако
даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского
искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие
монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд
ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима,
как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой
количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно
думать, будет возрастать.
Периодизация
римского искусства - одна из самых сложных проблем его истории.
В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого
искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета
- классикой и кризисные века - эллинизмом, историки древнеримского
искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских
династий.
Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за
собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить
в развитии римского искусства границы его становления, расцвета
и кризиса, принимая во внимание изменение художественно-стилистических
форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми,
бытовыми факторами.
Если
наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих
чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.)
и республиканская эпохи (V в. до н.э. - I в. до н.э.) - период становления
римского искусства. В этих широких временных границах медленно,
часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями
формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка
вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного
периода в древних источниках дифференцировать более детально этот
этап невозможно. В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не
могло соперничать не только с развитым художественным творчеством
этрусков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей
о себе художественной деятельностью италиков.
Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках
этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить:
ранний период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев
- Клавдиев и Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время
позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера,
как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными.
С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.
Влияние
древнеримского искусства на европейское
Все
художественное творчество Европы от средневековья до наших дней
несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание
к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима
многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам,
хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми,
а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки
от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие
их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV -
XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола
ди Риенцо) , просветительско-моралистские (Петрарка) , историко-художественные
(Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало
древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии,
по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное
наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались
ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора
художественного материала, период "антикварный", сменивший
гуманистический, ренессансный.
Революция
XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников
к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение
к древнему наследию. И. Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного"
периода, выступил представителем просветительской философии своего
времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился
к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII
- начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не
частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались
археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества,
создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.
Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского
искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем. Ценным
теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя "Введение
в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различные
точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.
Скульпторы Древнего Рима
С первого взгляда весьма удивительным кажется то факт, что в Древнеримской истории сохранилось незначительное количество имен великих скульпторов. И это при том, что сам Вечный город буквально изобилует собственными, а также привезенными из Греции памятниками. А дело все в том, что в отличие от греков, всегда гордившихся своими мастерами, римляне воспринимали художников как ремесленников. Местное население считало унизительной их деятельность, поэтому до нашего времени дошло ничтожное число имен римских скульпторов и живописцев.
Изначально римские скульпторы во всем подражали грекам, однако их отличало стремление создавать скульптурные портреты конкретных людей, а не мифологических героев и богов, как это было принято в Греции. Римский скульптурный портрет принято считать величайшим достижением скульптуры Древнего Рима.
Древняя скульптура первого римского императора Октавиана Августа, выполненная из мрамора, славит его как великого государственного правителя и полководца. В его образе воплощена мощь и сила державы. Именно поэтому, изображая императоров, скульпторы не всегда стремились к сохранению портретного сходства, а лишь использовали сознательную идеализацию. В качестве образцов для создания своих скульптур римляне использовали Древнегреческие шедевры V-IV вв. до нашей эры, которые привлекали их простотой, изгибами линий и красотой пропорций.
Древняя скульптура императора Веспасиана отличается поразительным реализмом. Эта тенденция также была перенята римскими скульпторами у греков. Немного позже скульптуры древнего Рима, а именно портреты второй половины 2 века, приобретают некий индивидуализм. Становится более утонченным и одухотворенным образ, глаза как бы созерцают зрителя. Скульптору удалось этого добиться путем более четкого обозначения зрачков.
Конная статуя Марка Аврелия признана одним из лучших творений эпохи среди скульптур древнего Рима. Она была вылита из бронзы приблизительно в 170 году, став образцом для создания конных памятников во многих европейских странах. Марк Аврелий – это величайший император, всю свою жизнь проведший в походах. Творец изобразил его в простых одеждах, без признака императорского величия, тем самым сделав его образцом гуманности и идеала. Рассматривая скульптуру, каждый человек воспринимает императора, как высокоинтеллектуального, культурного человека.
|
|
|
Культура Древнего Востока
Культура Древнего Востока
История
Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних
цивилизаций у
Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э). Она вызывает особый
интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток
культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому
и железному веку.
Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил
в первую очередь там,
где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные
условия
субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно
в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые
цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в
долинах рек Хуанхэ, та Янцзы в Китае, Инду и Гангу в Индии. В древних
цивилизациях и их культурах еще много нерасшифрованного, неизученного.
|
|
|
Культура
Древнего Египта
Цивилизация
Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тис до н
э в Юго- Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое
государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших)
центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три
периода: первый - Древний (2800 - 2250 гг. до н.э.) , второй - Среднее
Царство (2050 - 1700 гг. до н.э.) , третий - Новое Царство (1580
- 1070 гг. до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии
его культуры. Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные
памятки культуры гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина,
сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество
художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида
Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений
целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это
действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона
и каторжной роботы рабов.
Древние
египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными,
их держали при храмах, отдавали им почести, а после смерти бальзамировали
и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек,
быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских
богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого
часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном
солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались,
и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым,
освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурах
он изображался спокойно-холодным, неземным, как за стойкой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.
В Новом
Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось
сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений
- масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали
темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление,
как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень
интересны росписи гробниц у Фивах, которые впечатляют своей пластикой,
художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию
изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс
- развернутым. Только в УІІ в до н э в египетском искусстве исчезает
традиция такого изображения.
Значительные
достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались
десятичной системой счисления, им были известны арифметические
и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение
солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от
которых зависело везение системы орошения полей.
Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию
и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию. |
|
|
|
|
|
Культура
Месопотамии
Месопотамская
цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного
Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге Месопотамии,
где широко проводилось с/х, развились древние города-государства
Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют
золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в
прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из
золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие.
Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс
на только в Месопотамии, а ай всего человечества. Шумерам принадлежит
важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло
и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую
профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели
арифметику, в основе которой была позиционная система счисления
(счеты).
Мир
духовной культуры шумеров основан на мифологии. В культуре шумеров
впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть,
понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии
уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни,
которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней
Азии, а позже - в библейские сюжеты.
Жрецы
вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41
сек.). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для
укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических
ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали
знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания,
предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами,
умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров
осталось еще много неразгаданного.
Достаточно
высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным
совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен
комплекс священных сооружений - заккуратов, которые стали центром
духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также
искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации
с серебром, бронзой и костью.
В словесном
искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа
о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения,
самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш".
В конце
ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались из вавилонянами. Расцветает
древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало
до УІ в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации
очень много взяли от культуры шумеров. Вавилонская цивилизация была,
в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры. |
|
|
|
|
Культура
Китая
Китай
- страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки
первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века.
В ХІУ в до н э сформировалось первое рабовладельческое государство
Инь. В инскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской
цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный
календарь и изобретено письмо-праобраз современной иероглифической
каллиграфии.
Древний
Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф,
порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод
развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными,
вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии
китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один
из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце
и др.
На
весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю
историю. В Древнем Китае впервые было написано "Фармакологию",
впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических
веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием,
прижиганием и массажами.
Китайские
зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал
(2000 г. - почти с 11 в. до н.э. - по 19 в. н. э.) - сложное гидротехническое
сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания
и очищения води и Великая китайская стена.
В духовной
культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного
сознания, известный в истории как "китайская церемония".
Это строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения
и мышления, которые сложились на основе придерживания культа древности.
Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие
мира.
Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков.
А те боги, которые остались в шане, избавились самого малого человека
подобия и стали холодными, абстрактными божествами- символами, как
от Небо, Дао. Великий Дао - это всеохватывающий, всеобщий Закон
и Абсолют, бесформенный и безымянный, невиданный и неслыханный,
недоступный органам чувств человека, но всемогущий создатель мира.
|
|
|
|
|
|
Культура
Индии
Первые
известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и
др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н э на берегах Инда,
но действительного развития она достигла в 2 тыс до н э, в эпоху
"Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед"
было создано своеобразную духовно- мировозренческую систему индуизма
- что есть (сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху
осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без
которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры.
В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела
общества на 4 станы (касты) :
Брахманов (жрецов). Кшатриев (волнов . Вайшвив (землеробы) Шудры
(слуги) Было выработано целую систему жизни и поведения человека
в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах
одной варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии,
занятия определенным ремеслом.
Индийская
каста - это результат длительного процесса становление производственных,
правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены
между собой за происхождением, профессией, обычаями и законами.
Другим
важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры,
была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2
пол. 1 тыс. до н э). Особенного расцвета государственно-политическая
жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки
(сер. 3 в до н э) . Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем
военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды.
В культуре центральное место отводилось религии, которая должна
была духовно соединять разорванное на варны общество.
На
художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли
индуизм, буддизм, ислам.
Художественно-образное восприятие через призму названых религиозных
и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека
и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляющими
есть фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении
150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале.
Еще
одна характерная черта старо индийской культуры есть выражение в
художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался
этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и
богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей
кары в крепких объятиях распространенное в храмах.
Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства
Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее
яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными
достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского
характера.
В эпоху
древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому
не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и
до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые
века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень.
Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами,
храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии
Будды) . Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе
Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту,
14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число
скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного
комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков.
К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм
в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.
В Древней
Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее
крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство
сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное
искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный
руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии,
разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская
и индуистская иконография.
В гандхарской
школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская и среднеазиатская.
Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога;
эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе,
рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает
светская Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями.
Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа
испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского
искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры
богинь матери, местных божеств и т.д.).
По
сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала
в себя традиции юга страны и уддийские каноны. Они сохранились и
в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной
Азии и Шри-Ланки.
Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются
стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим
из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений.
Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы,
сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично
сохранились, т.к.
индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления
грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари,
например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли
на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии. |
|
КУЛЬТУРА
и ИСКУССТВО - каталог статей |
Главное
меню Энциклопедии |
|
|
|
|