|
ТЕЛЕПАТИЯ
- сообщение на расстоянии одним лицом другомупредставлений, мыслей
и чувствований, без посредствующего воздействия наорганы чувств
при помощи слов, письменных знаков или иных сигналов. Этоттермин
недавно введен в употребление членами английского "Общества
для исследования психических явлений" (основано в 1882 г.)
Гернеем Майерсоми Подмором, в книге "Phantasms of living",
имеющейся во французском ирусском (сокращенных) переводах. Авторы
упомянутого сочинения пытаютсядоказать, что существование телепатии
- несомненный факт. Они подразделяют телепатию на два вида: искусственную
(экспериментальную) и естественную (самопроизвольную). К первой
относится преднамеренное "чтение мыслей" (transmission
de la pensee, Gredankenubertragung). Общеизвестным видом такого
чтения мыслей является салонное развлечение, называемое англичанами
"willinggame" и заключающееся в том, что одно лицо, усиленнодумая
о том, чтобы другое что-нибудь сделало или сказало, держит это последнее
за руку или находится возле него, не прикасаясь к нему непосредственно.
Естественная телепатия заключается в непреднамеренном возбуждении
в одном лице другим, на расстоянии, известных психических состояний.
Герней и его сотоварищи сосредоточили свое внимание главным образом
на изучении второго вида телепатии. Их работа в этом направлении
заключается не в попытке дать научное объяснение указанного явления,
а в собирании сырого статистического материала, в виде свидетельств
множества лиц, имевших случай наблюдать такие явления, которые можно
причислить к разряду телепатических. Сюда относятся столь распространенные
рассказы о том, что некоторое лицо, переживая тяжелый жизненный
кризис или умирая, являлось своим друзьям или родным в виде "прижизненного
призрака"; такие "телепатические галлюцинации" наблюдались,
по словам Гернея, многими лицами на яву, во сне ("вещиесны")
или на рубеже между сонным и бодрственным состоянием, они имели
характер зрительный или слуховой (осязательный); наблюдались случаи"
обоюдной телепатической галлюцинации" т. е. когда два лица
одновременно взаимно сообщали о себе друг другу. Наконец, в редких
случаях наблюдались коллективным галлюцинации, когда, напр., А,
переживая тяжкий кризис, воздействует телепатически одновременно
на B и на C находящихся в одном и том же месте, причем В и С испытывают
галлюцинации очень сходные по своему содержанию. При собирании,
путем enquetepsycbologique, обширного материала, "общество
психических исследований" должно было считаться главным образом
с двумя факторами - достоверностью свидетельских показаний и вероятностью
случайного совпадения. Первая определяется целым рядом соображений:
получено ли сообщение из первых или из вторых рук? Каковы умственные
и нравственные качества свидетеля? Не возможна ли ошибка наблюдения
или ошибка памяти? Существует ли между событиями, переживаемыми
двумя лицами в телепатическом взаимодействии совпадение во времени?
Когда зарегистрирована дата телепатического явления, и зарегистрирована
ли? etc. По отношению ко второй противники телепатии могут заметить,
что постоянно происходят в жизни весьма замечательные случайные
совпадения; почему же не приписать таковым и мнимое явление прижизненных
призраков? Герней и комп. отвергают это возражение, утверждая, что
теория вероятностей в применении к наблюденным фактам свидетельствует
против возможности случайного совпадения; подсчитывая все те имевшие
место в Англии случаи, когда телепатическая галлюцинация, заключавшаяся
в появлении прижизненного призрака умирающего, совпадала сдействительной
смертью этого лица, и те случаи, когда галлюцинация неоправдывалась,
общ. псих. исслед. получило отношение 1:43. В тоже время для Англии
вероятность, что известное лицо умрет в известный день = вероятности,
что оно умрет вообще =1 : 19000. Отсюда очевидно, что число телепатических
случаев гораздо больше, чем оно могло бы быть благодаря случайным
совпадениям. Риние в статье: "La suggestion mentaleet le Calcul
des probabilities" ("Revue philosophique", dec.,
1884) сообщает, что и в области экспериментальной телепатии мысленное
внушение дает 789 счастливых совпадений при 2997 опытах, между тем
как вероятное число (обусловленное случайным совпадением) было 732.
Во
Франции собирает материалы по телепатии Морилье, в Англии этим вопросом
занимается Сэджвик, в Сев. Америке - В. Джемс, в России - А. Н.
Аксаков. Главные возражения, делаемые против сторонников телепатии
сводятся к следующим: Гepней и другие безо всякой надобности истолковывают
телепатические явления как нечто иррациональное, мистическое, сверхчувственное
- suprasensible (выражение Гернея). Эта точка зрения на телепатические
явления, делающая из них род. экспериментальнои метафизики, навеяна,
по всей вероятности, темложным истолкованием Кантовского учения
об трансцендентальной идеальности пространства, которое давало повод
Гегелю рассматриватьтелепатические явления как взаимодействие между
двумя познающими субъектами помимо форм чувственности (пространства
и времени), мистическим, сверхразумным путем (во времена Гегеля
телепатические явления относились в область "животного магнетизма").
Обыкновенные психические явления объяснимы при помощи категорий
конечного рассудка,"но рассудок неспособен даже верить в явления
животного магнетизма, потому что в этом состоянии дух не связан
ни местом, ни временем, его явления не могут быть объяснены связью
причин и действий, он переступает за чувственные пределы, и все
это кажется невероятным чудом для рассудка" (Философия духа",
введение). На самом деле, нет надобности прибегать к метафизическим
гипотезам при объяснении явлений телепатии., даже если бы они действительно
существовали: в последнем случае можно было бы прибегнуть к гипотезе
психического резонанса между нервным и организациями двух субъектов,
представляющего аналогию с теми явлениями, какие наблюдаются, напр.,
в беспроволочном телеграфе Маркони. Именно так рассуждали датские
экспериментаторы Ганзен и Леман, занимавшиеся исследованием телепатии.
Телепатического взаимодействие без контакта объяснимо теоретически,
если допустить, что передача мысли совершается при посредстве движения
какой-нибудь весьма утонченной субстанции; в такомслучае можно предположить,
что она будет отражаться от металлических поверхностей по законам
отражения света и звука; следовательно, построив два сферических
вогнутых зеркала и расположив их так, чтобы головао дного из испытуемых
находилась в фокусе одного зеркала, а голова другого - в фокусе
другого зеркала и чтобы оба зеркала были обращены друг к другу своими
вогнутыми сторонами, можно облегчить испытуемым сообщение мыслей.
Опыты, произведенные при таких условиях, показались экспериментаторам
неблагоприятными; только Анри считает некоторые из нихудачными и
говорящими против случайного совпадения. Важнейшие опыты Гaнзeнa
и Лемана с мысленным внушением были направлены на произвольное нашептывание
цифр без видимого движения губ и дали любопытные результаты, подлежащие,
впрочем, проверке. В случаях самопроизвольной телепатии крайние
трудности представляет проверка достоверности свидетельств. Но и
при допущении прочно установленных фактов еще остается возможность
случайного совпадения. Применение теории вероятностей к статистическим
данным по телепатии, как показал Анри, страдает неточностью. В вышеприведенном
рассуждении Сэджвика различные случаи считались равно возможными
(необходимое условие для применения теории вероятностей), между
тем как de facto этого не было. Если кому-нибудь привидился умирающий,
принадлежащий к числу его знакомых, то весьма вероятно, что он с
большей легкостью увидит лицо, о котором ему известно, что оно тяжко
хворает, чем лицо совершенно здоровое.
Итак,
не все случаи равно возможны, тем более, что видя умирающего в галлюцинации,
которая не оправдывается, мы ее скоро забываем, в особенности если
галлюцинации у нас часто случаются; наоборот разительные случаи
прочнее удерживаются в памяти; в вопроснике английского общества
предлагают сообщать интересные случаи. Все это всовокупности свидетельствует
о том, что не все случаи равно возможны и не все случаи галлюцинаций,
имевшие место, известны ("Annee Psychol. ",1895. стр.
471: "Le calcul des probabilites en psychologie"). Из
сказанного ясно, что телепатические явления далеко еще не получили
права гражданства в психологии в качестве фактов, реальность которых
вне всякого сомнения. Тем не менее слепое предубеждение некоторых
психологов против исследования этих явлений не может быть оправдано.
И.Лапшин
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
|
|