|
"Говорящие"
столики и другие предметы
Eвропейский спиритизм - нередко салонная забава, претендующая на
роль "чистого исследования духовных миров" - в наше время
уже не имеет того распространения. какое она имела в XIX веке. Ее
презрительно называют "столоверчением", и в этом есть
вполне определенный резон. Ведь основной и наиболее распространенный
спиритический обряд заключается в том, что участники сеанса садятся
вокруг столика, кладут на него ладони и совместно призывают того
или иного духа. При появлении духа столик начинает шевелиться, постукивать
ножками, а иногда и вращаться.
Спириты
договариваются с духом о коде, которым будут пользоваться во время
беседы (например: если "ДА", то стукни дважды, если "НЕТ"
- один раз) и начинают задавать ему вопросы.
Между тем, столоверчение нельзя назвать чисто западным изобретением.
"Западное происхождение" здесь имеет только круглый столик
для игры в карты, который можно заменить любым другим предметом.
А сама идея о том, чтобы беседовать с духами через предметы, находящиеся
в неустойчивом равновесии, стара как мир.
Например, меланезийский знахарь использует вместо столика кость,
раковину каури и палочку. Произнеся необходимые заклинания, он задает
вопрос, а затем дует на раковину и палочку. Далее он кладет раковину
на пол, вертикально ставит на нее кость и убирает руки. Если ответ
на вопрос положителен, то кость будет стоять как свечка, поскольку
предки удержат ее в этом "невозможном" положении. Если
ответ отрицателен, она упадет. Наблюдатели свидетельствуют о том,
что ответы обычно бывают очень точными, и что действительно создается
такое впечатление, будто кость держит какая-то неведомая сила.
Негритянское
племя киси, живущее на границе Либерии, проводит "спиритические
сеансы" со статуэтками, стоящими на могилах вождей. Чтобы узнать
мнение духа, статуэтку ставят на доску, которую держат на головах
два человека. Если в ответ на вопрос она остается неподвижной, это
значит "нет"; если же начинает раскачиваться взад-вперед,
то ответ считается положительным.
Не исключено, что все гадания, основанные на подобном принципе ведут
свое происхождение от древней некромантии. О том, что духи способны
передвигать материальные предметы, известно очень давно, во всяком
случае, это удается им легче, чем говорить или являться в зримом
облике.
Далее
приводится цитата из "Книги Медиумов" известного спирита
Алана Кардека (именно с его успешными результатами спиритических
сеансов вы можете познакомиться в разделе "Духи отвечают..."),
где исчерпывающе описаны все условия и признаки успешного "столоверчения"
и других способов общения с духами: "Если в обществе желают
сделать подобный опыт, то нужно всем сесть вокруг стола и положить
на него руки осторожно, без всякого усилия.
Единственное
правило, которое должно быть строго соблюдаемо, - это сосредоточение
мыслей, совершенное молчание и в особенности терпение, если явление
не скоро обнаруживается. Оно может обнаружиться сейчас же или медлить
полчаса, и даже час. Это зависит от медиумизма участвующих лиц.
Когда явление начинает обнаруживаться, часто слышится некоторый
стук в столе, чувствуется как бы содрогание, которое бывает предвестником
движения. Стол как будто делает усилие, чтобы выйти из состояния
покоя, потом обнаруживается круговращательное движение; это движение
усиливается или ускоряется иногда до такой степени, что участвующие
с трудом могут успевать следовать за столом. Когда движение продолжается,
тогда можно отойти от стола. и он без прикосновения к нему будет
продолжать двигаться по разным направлениям. Иногда стол поднимается
и становится то на одной, то на другой ножке, потом тихо опускается
и принимает натуральное свое положение. Иногда он качается, подражая
движению килевой или боковой качки корабля. Иногда же, но для этого
надо иметь чрезвычайную силу медиумической способности, он совершенно
отделяется от пола и держится в равновесии на воздухе без всякой
точки опоры, поднимаясь иногда до самого потолка так, что можно
пройти под ним; потом медленно опускается, качаясь, подобно падающему
листу бумаги, или падает вдруг, разбивается на куски, что очень
ясно показывает, что это не оптический обман, не игра воображения.
Часто обнаруживается другое явление: слышатся удары в столе, внутри
самого дерева, без всякого движения стола. Эти удары, то слабые,
то сильные, слышатся иногда также в другой мебели, находящейся в
комнате, или в двери, в стене или в потолке. Когда удары эти слышатся
в столе, они производят в нем сотрясение, очень чувствительное для
пальцев, и особенно оно ощутимо, если к столу приложить ухо".
Алан
Кардек особо подчеркивает, что для подобного опыта обязательно присутствие
медиумов. Другие авторы говорят о "коллективном медиумизме",
возникающем в результате построения "магической цепи"
или "магического круга". Эта точка зрения представляется
более правильной, поскольку не раз отмечались случаи успешного "столоверчения"
в коллективах, где ни один из присутствующих сам по себе не обладал
медиумическими способностями. "Магический круг" имеет
и другую, гораздо более важную функцию: объединяя усилия нескольких
людей, он страхует всех присутствующих от вредоносного воздействия
злых и враждебных духов. Но действительно ли духи участвуют в "столоверчении"?
Быть может, вращение столиков, раскачивание статуэток и стояние
косточки на раковине - всего лишь трюк или непреднамеренный самообман?
Нет никакого смысла отвечать на эти вопросы. Если предсказания,
полученные таким способом, сбываются достаточно часто, это не имеет
значения. Если же они не сбываются, это опять-таки не имеет значения.
В
любом случае, данная техника гадания достаточно проста и относительно
безопасна. Ее всегда можно испробовать на практике, если тому не
препятствуют некоторые соображения идеологического характера. Если
же у вас не получается "вертеть столы" или если у вас
есть предубеждение против этого занятия - не спешите разоблачать
"жульнические трюки спиритов": у каждого свой путь, и
то, что не подходит для вас, вполне может получиться у кого-то другого,
более к тому способного. |
|