|
Дионис
в
древнегреческой мифологии младший из олимпийцев,
бог вина, производительных сил природы,
вдохновения и религиозного экстаза
|
|
|
|
ДИОНИС
Бог вина и виноделия, один из наиболее древних и
популярных богов в Греции. Дионису было посвящено несколько веселых
праздников, отмечавшихся с поздней осени до весны. Нередко эти праз-нества
имели характер мистерий (тайных религиозных обрядов), а зачастую
переходили просто в оргии (вакханалии). Празднества в честь Диониса
послужили началом театральных представлений. Во время т. н. Великих
Дионисий в Афинах выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов
и исполняли особые гимны-дифирамбы: их начинал запевала, хор отвечал
ему, пение сопровождалось пляской; таким образом возникла трагедия
(само слово в переводе означает «козлиная песнь»). Предполагают,
что из зимних дифирамбов, в которых оплакивались страдания Диониса,
развилась трагедия, а из весенних, радостных, сопровождаемых смехом
и шутками,— комедия.
Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского
царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу и поклялся
в этом нерушимой клятбой богов—священными водами подземной реки
Стикс. Но возненавидела Семелу богиня Гера и захотела ее погубить.
Она сказала Семеле:
— Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя
Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.
Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить эту просьбу.
Зевс не мог отказать Семе-ле. Громовержец явился ей во всем величии,
во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса,
удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии
Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В
ужасе пала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей
спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.
|
Дионис
|
|
|
|
И
родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, не способный жить ребенок.
Казалось, он тоже обречен на гибель в огне. Но разве мог погибнуть
сын Зевса? Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла,
вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного
ребенка и спас его от смерти.
Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще мал и слаб, зашил
его себе в бедро. В теле Зевса Дионис окреп и, окрепнув, родился второй
раз из бедра громовержца. Тогда Зевс призвал Гермеса и велел ему отнести
маленького Диониса к сестре Семелы Ино и ее мужу Атаманту, царю Орхомена,
они должны были воспитывать его.
Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта за то,
что они взяли на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и решила
их наказать. Наслала она на Атаманта безумие. В припадке безумия
убил Атамант своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от
смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже
настиг ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит
море, сзади настигает безумный муж—спасения нет у Ино. В отчаянии
бросилась она всеете с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в
море Ино и Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса и ее сын были
обращены в морские божества, и живут они с тех пор в морской пучине.
Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение
ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам.
Дионис вырос прекрасным, могучим богом, дающим людям силы и радость,
дающим плодородие. Нимфы, воспитавшие Диониса, были взяты Зевсом
на небо, и светят они в темную звездную ночь среди других созвездий
под названием Гиад.
С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров
ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди
в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Вокруг
него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады;
скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными
ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя
Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий
около него мех с вином. Венок из плюща сполз набок на его лысой
голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры
идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика,
чтобы он не упал. Под звуки флейт свирелей и тимпанов шумное шествие
весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам.
Весело идет по земле Дионис - Вакх все покоряя своей власти. Он
учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей
вино.
|
|
|
|
|
Празднества
в честь Диониса, т.н. оргии, чем-то схожи по описанию
с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее
все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная
музыка, танцовщики исполняли танцы, которые в купе с экзальтацией
всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния
эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле
выделялись женщины, т.н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки,
получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло
понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве
священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. Демонические
силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается
в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко
выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины
тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или
швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила. |
|
|
МИСТИКА,
ЭЗОТЕРИКА, ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
Главное
меню Энциклопедии |
|
|
|
|
|
Copyright
© 2006 ABC-people.com
Design and conception BeStudio © 2007 |
|
|
|