|
Правда,
что это тоже теория, только более разумная, нежели другая, но и
то уже много, что теории этой не противоречат ни рассудок, ни наука.
Если же она, кроме того, подкрепляется ещё фактами, то, значит,
её подтверждают рассуждения и опыт. Эти факты мы находим в спиритических
явлениях, которые служат явным доказательством существования и выживания
души. Но у многих людей на этом и останавливается их верование.
Они допускают существование душ и, следовательно, существование
духов, но отвергают возможность сообщаться с ними потому, говорят
они, что существа нематерьяльные не могут действовать на материю.
Это сомнение основано на незнании натуры духов, о которой вообще
составляют себе самую ложную идею, потому что их представляют существами
отвлечёнными и неопределёнными, что совершенно несправедливо.
Представим
себе духа в его соединении с телом. Дух есть существо главное, потому
что он есть существо мыслящее и переживающее. Следовательно, тело
есть не что иное, как временная принадлежность духа, оболочка, которую
он сбрасывает с себя, когда она изнашивается.
Кроме
этой материальной оболочки, дух имеет ещё другую; полуматериальную,
соединяющую его с первой. По смерти дух освобождается от первой,
но не от второй, которую мы называем периспритом.
Perisprit. По учению спиритов
человеческое существо состоит из: 1) вечного начала; 2) астрального
тела (перисприта); 3) физического тела. Оба тела не вечны: бессмертно
только божественное начало. Физическое тело умирает в несколько
лет, а астральное перерождается в несколько тысячелетий. (Асгарта)
Эта полуматериальная оболочка, имеющая человеческую форму, составляет
для духа эфирное, воздушное тело, которое хотя и невидимо для нас
в своём нормальном состоянии, но не менее того обладает некоторыми
свойствами материи. Итак, дух не есть некая отвлечённость, а существо
определённое и ограниченное очертаниями, которому недостаёт только
быть видимым и осязаемым, чтобы походить на человека.
Почему
же не действовать ему на материю? Не потому ли, что его тело эфирно?
Но не в числе ли токов самых утончённых, тех даже, которые считаются
невесомыми, как, например, электричество, человек нашёл самых могучих
деятелей? Разве невесомый свет не производит химического действия
на материю весомую? Мы не знаем внутренних свойств перисприта, но
предположим, что он составлен из материи электрической, световой
или какой-нибудь другой, столь же тонкой, почему же он не может
иметь тех же свойств, будучи направляем волею?
Так
как существование души и существование Бога, из коих одно есть следствие
другого, составляют основание всего здания, то прежде, чем начать
спиритическое прение, необходимо удостовериться, признаёт ли возражающий
основание это. Если на вопросы: "Верите ли вы в Бога?",
"Верите ли, что имеете душу?", "Верите ли, что душа
живёт после смерти тела?" он будет отвечать отрицательно, или
даже скажет: "Я не знаю; желаю, чтобы оно было так, но не уверен",
что весьма часто значит то же, что учтивое отрицание, облечённое
в форму менее резкую, дабы избежать столкновения с так называемыми
"почтенными предрассудками", то было бы столь же бесполезно
итти далее, как доказывать свойства света слепому, не допускающему
существования света, потому что спиритические проявления суть не
что иное, как действие свойств души. С таким неверующим должно следовать
совершенно другому порядку идей, если не желают терять времени.
Если же основание допущено не в виде вероятия, но как вещь доказанная,
неопровержимая, тогда существование духов вытекает из него очень
естественно.
Остаётся
теперь вопрос, может ли дух сообщаться с человеком, то есть может
ли он меняться с ним мыслями. Почему же нет?
Что такое человек, как не дух, заключённый
в теле? Почему же свободный дух не может сообщаться
с пленённым духом, как свободный человек с человеком, закованным
в цепи? Как скоро вы допустили выживание души, то последовательно
ли будет не допустить выживание душевных расположений? Так как души
находятся везде, то не естественно ли думать, что душа того человека,
который нас любил при жизни, посещает нас, что она желает сообщаться
с нами и что она употребляет для этого средства, которые имеет в
своём распоряжении?
Во
время жизни своей не действовала ли она на своё тело? Не она ли
управляла движениями его? Почему же после смерти своей, с согласия
другого духа, связанного с телом, она не может позаимствовать это
живое тело, чтобы проявить свою мысль, подобно тому как немой прибегает
к помощи говорящего, чтобы его поняли?
Откинем
на время явления, которые в глазах наших делают идею эту неопровержимой.
Допустив её в виде простого предположения, мы просим, чтобы неверующие
доказали нам не простым отрицанием, потому что их личное мнение
не составляет ещё закона, а доводами положительными, что этого не
может быть.
Мы
будем смотреть на предмет с их точки зрения, и так как они желают
оценить спиритические явления посредством законов материи, то пусть
почерпнут они из этого арсенала какие угодно доказательства математические,
физические, химические, механические, физиологические и докажут
посредством а + b, начиная всегда с принципа существования
и выживания души:
•
что
существо, думающее в нас во время нашей жизни, не должно более думать
после нашей смерти;
•
что
если оно думает, то не должно более думать о тех, которых любило;
•
что
если оно думает о тех, кого любило, то не должно желать сообщаться
с ними;
•
что
если оно может быть везде, то не может быть возле нас;
•
что
если оно бывает около нас, то не может сообщаться с нами;
•
что
посредством своей эфирной оболочки оно не может действовать на безжизненную
материю;
•
что
если может действовать на безжизненную материю, то не может действовать
на существо одушевлённое;
•
что
если может действовать на существо одушевлённое, то не может управлять
его рукою, чтобы заставить её писать;
•
что
если может заставить его писать, то не может отвечать на его вопросы
и передавать ему свою мысль.
Когда противники Спиритизма докажут нам, что этого не может быть
доводами столь же ясными, как те, которыми Галилей доказал, что
не Солнце вращается около Земли, тогда мы сможем сказать, что их
сомнение основательно.
К несчастию, до сего времени все их возражения ограничиваются только
следующими словами: "Я не верю, следовательно, это невозможно".
Они скажут, без сомнения, что прежде мы должны доказать действительность
явлений; мы им это доказываем и фактами, и рассуждениями; ежели
они не убеждаются ни тем, ни другим, ежели они отрицают даже то,
что видят, то в таком случае им следует доказать нам, что наше рассуждение
ложно и что факты невозможны.
Аллан
Кардек - КНИГА МЕДИУМОВ
|
|