|
Первые
разумные проявления были получены посредством ударов, посредством
типтологии. Это первоначальное средство, отзывавшееся детством науки,
представляло способ самый ограниченный, и в сообщениях получались
ответы только односложные - "да" или "нет",
с помощью условленного числа ударов.
Впоследствии этот способ был усовершенствован, как мы уже говорили.
Удары получаются с помощью медиумов двумя способами; для этого образа
действия необходима вообще некоторая способность к явлениям физическим.
Первый способ, который можно назвать типтологией с движением, состоит
в том, что стол поднимается одной стороной, потом падает, ударяя
ножкой. Для этого достаточно, чтобы медиум положил на край стола
свои руки. Если он желает говорить с известным духом, то должен
вызвать его. В противном случае явится первый попавшийся или тот,
который обыкновенно является. Условившись, например, одним ударом
выражать "да", двумя ударами - "нет", что зависит
от желания, задают духу вопросы. Впоследствии мы увидим, каких вопросов
должно избегать. Неудобство состоит в краткости ответов и в затруднении
составить вопросы так, чтобы можно было отвечать на них только словом
"да" или "нет".
Предположим, что спрашивают духа: чего желаешь ты? Он не может на
это отвечать иначе как целой фразой. Тогда надо обратить вопрос
так: желаешь ли ты того-то? - Нет. - Того-то? - Да. И т.д.
Нужно
отметить, что и при употреблении этого способа дух часто присоединяет
некоторого рода мимику, т.е. он выражает энергию утверждения или
отрицания силой ударов. Он выражает также свойства чувств, которые
им овладевают: нетерпение - отрывистым движением; гнев - резкими,
сильными ударами (подобно человеку, топающему ногой), а иногда даже
опрокидыванием стола. Если он благосклонен и вежлив, то в начале
и в конце сеанса он наклоняет стол в виде поклона. Если желает обратиться
прямо к кому-нибудь из общества, он направляет стол к нему с кротостью
или силой, смотря по тому, желает ли выразить ему любовь или антипатию.
Это, собственно говоря, есть сематология, или язык знаков, как типтология
- язык ударов. Вот замечательный пример самопроизвольного употребления
сематологии.
Один
знакомый нам господин, оставаясь однажды в комнате, где другие занимались
явлениями, получил от нас письмо. В то время, когда он читал его,
столик, служивший для опытов, вдруг направился к нему. Окончив чтение,
господин пошёл положить письмо на стол, находившийся в другом конце
комнаты. Столик последовал за ним и направился к столу, на котором
лежало письмо. Удивясь этому, наш знакомый подумал, что между этим
движением и письмом должна существовать какая-нибудь связь. Он спрашивает
духа, и тот отвечает, что он наш домашний дух. Когда господин этот
известил нас о данном обстоятельстве, мы, в свою очередь, просили
этого духа сказать нам, что побудило его посетить этого господина.
Он отвечал: "Очень естественно, что я посещаю тех особ, с которыми
вы в сношении, чтобы в случае нужды быть в состоянии подать вам,
равно как и им, нужные советы."
Очевидно, что дух желал привлечь внимание этого господина и искал
случая дать ему знать о себе, кто он такой. Немой не исполнил бы
этого лучше.
Типтология
не замедлила усовершенствоваться и обогатилась средством сообщения
более полным. Это средство есть типтология азбучная. Она состоит
в означении букв азбуки посредством числа ударов. Таким образом
можно получить слова, фразы и даже целые разговоры. Следуя этой
методе, стол бьёт столько ударов, сколько нужно для обозначения
каждой буквы, т.е. один удар для "а", два для "б"
и так далее. В это время записывают буквы по мере того, как оне
обозначаются. Когда дух кончит, то даёт об этом знать каким-нибудь
условным знаком.
Этот образ действий, как можно заметить, слишком медленен и требует
много времени для сообщений сколько-нибудь пространных. Однако некоторые
имели терпение посредством его получать сообщения, состоявшие из
нескольких страниц. Наблюдения дали возможность открыть сокращённый
способ, позволивший действовать с известной быстротой.
Сокращённый способ, наиболее употребительный, состоит в следующем.
Перед собой помещают азбуку, а также и ряд цифр, означающих единицы.
В то время, когда медиум находится у стола, другая особа пробегает
последовательно буквы азбуки или цифры. Дойдя до требуемой буквы,
стол делает сам собою один удар. Эту букву записывают. Потом снова
начинают во 2-й, в 3-й раз сначала и так далее. Если ошиблись в
одной букве, дух предуведомляет об этом посредством нескольких ударов
или движением стола, и тогда начинают снова. Сообщения получаются
довольно скоро при известной привычке. Кроме того, время сокращают
тем ещё, что угадывают окончание начатого слова по смыслу фразы.
Если остаются в недоумении, то спрашивают у духа, это ли слово он
желал поставить, и он отвечает: "да" или "нет".
Все
описанные действия могут получаться ещё проще ударами, раздающимися
в дереве самого стола, безо всякого движения, как мы изложили это
в главе о физических явлениях. Это типтология внутренняя. Не все
медиумы способны к этому роду сообщения. Впрочем, этого большей
частью можно достигнуть через упражнения, и данный способ имеет
двойную выгоду: сообщение идёт быстрее и меньше может подвергаться
подозрению. Правда, что и внутренние удары могут быть подделаны
медиумом недобросовестным.
Самые лучшие вещи могут быть подделаны, но это ничего не доказывает
против действительности явлений.
Какие
бы ни были усовершенствования в этом способе сообщения, он никогда
не может достигнуть той быстроты и лёгкости, как обыкновенное писание,
и потому теперь его очень редко употребляют. Впрочем, иногда он
очень любопытен как самый феномен; в особенности для новичков, и
имеет то главное преимущество, что доказывает положительно свою
совершенную независимость от мысли медиума. Часто получаются ответы
столь непредвиденные, столь кстати сказанные, что надо быть очень
упрямым, чтобы не согласиться с очевидностью. Для многих они служат
могущественным средством убеждения. Но этим путём, так же как и
всяким другим, духи не любят подчиняться капризам любопытных, желающих
подвергнуть их испытанию неуместными вопросами. |
|