|
Сообщения
грубые, суть которых передаётся в выражениях, оскорбляющих
приличия. Они могут получаться только от духов низшего разряда,
подверженных ещё влиянию материи, и ничем не отличаются от тех,
которые можно было бы ожидать от людей порочных и грубых. Они производят
неприятное впечатление на всякого, имеющего малейшую деликатность
чувств, потому что, смотря по характеру духа, они бывают площадны,
сквернословны, непристойны, дерзки, надменны, злонамеренны и даже
нечестивы.
Сообщения
легкомысленные проистекают от духов ветреных, насмешливых
и резвых, скорее хитрых, чем злых, которые не приписывают никакой
важности тому, что говорят. Так как в них нет ничего неприличного,
то некоторые особы забавляются ими и находят удовольствие в их пустых
беседах, в которых говорится много и не содержится ничего. Эти духи
говорят иногда остроты очень умные и колкие и среди обыкновенных
шуток часто высказывают горькие истины, которые почти всегда попадают
верно. Эти легкомысленные духи окружают нас и хватаются за всякий
удобный случай, чтобы вмешаться в сообщения. Об истине они вовсе
не заботятся и потому находят особенное удовольствие обманывать
тех, которые имеют слабость, а иногда самонадеянность верить им
на слово. Особы, которым приятны сообщения такого рода, дают, разумеется,
доступ духам ветреным и обманщикам. Духи серьёзные удаляются от
них подобно тому, как между нами серьёзные люди удаляются от людей
ветреных.
Сообщения
серьёзные бывают важны, как в отношении предмета,
так и относительно способа выражений. Всякое сообщение, чуждое пустоты
и грубости, имеющее какую-либо полезную цель, хотя и частного интереса,
есть уже сообщение серьёзное. Но оно не всегда бывает чуждо ошибок.
Серьёзные духи не все просвещены одинаково. Есть много вещей, которых
они не знают и относительно которых могут ошибаться чистосердечно.
Поэтому действительно Высшие Духи всегда советуют нам все получаемые
нами сообщения подвергать контролю самой строгой логики и разума.
Итак,
нужно отличать сообщения серьёзные истинные от сообщений серьёзных
ложных, что не всегда легко сделать, потому что с помощью важности
языка духи надменные или лжеучёные стараются придать вес идеям самым
ложным и системам самым нелепым. Чтобы придать себе больше значения
и внушить к себе больше доверия, они не затрудняются украшать себя
именами самыми почтенными и самыми уважаемыми. Это один из самых
важных камней преткновения практической науки. Мы возвратимся к
этому позже со всеми подробностями, каких требует предмет столь
важный, когда будем излагать средства предохранять себя от опасности
получать ложные сообщения.
Сообщения
поучительные (назидательные). Это сообщения серьёзные,
имеющие главным предметом какое-нибудь поучение, даваемое духами
относительно наук, нравственной философии. Они бывают более или
менее глубокомысленны, смотря по степени совершенства духа и освобождения
его от влияния материи. Чтобы извлечь из этих сообщений истинную
пользу, необходимо получать их регулярно и следить за ними постоянно.
Духи серьёзные приходят к тем, которые желают учиться, и помогают
им, предоставляя духам легкомысленным заботу забавлять тех, которые
видят в этих явлениях одно лишь развлечение. Только регулярностью
и частым повторением сообщений можно оценить нравственное и умственное
достоинство духов, с которыми беседуем, и определить степень доверия,
заслуживаемого ими. Если нужна опытность, чтобы судить о людях,
то, может быть, она нужна ещё больше, чтобы судить о духах.
Давая
этим сообщениям название поучительных, мы их предполагаем истинными,
потому что то, что не истинно, не может быть поучительно, будь оно
сказано языком хоть самым высокопарным. Следовательно, мы не можем
поместить в этот разряд некоторые поучения, в которых серьёзное
заключается только в форме, часто напыщенной, с помощью которой
духи более надменные, нежели учёные, надеются обмануть своих слушателей.
Способы
сообщения чрезвычайно разнообразны. Духи, действующие на наши органы
и на все наши чувства, могут проявляться для наших глаз - видениями,
для осязания - впечатлениями тайными или явными, для слуха - шумом,
для обоняния - запахом без всякой видимой причины. Этот последний
способ проявления, хотя действительный, но в то же время самый неверный
по множеству причин, которые могут ввести в заблуждение. Поэтому
мы и не остановимся на нём. Мы должны внимательно исследовать различные
способы сообщений, т.е. правильный и последовательный обмен мыслей.
Эти способы следующие: удары, слово и писание.
Аллан
Кардек - КНИГА МЕДИУМОВ
|
|