|
Самопроизвольные явления, происходившие во все времена,
и настойчивость некоторых духов давать явные знаки их присутствия
в известных местностях - источник верования в существование мест,
преимущественно посещаемых духами. Следующие ответы были даны на
вопросы, предложенные по этому предмету.
Духи
привязываются ли только к лицам или также и к местам?
- "Это зависит от их возвышенности. Некоторые духи могут привязываться
к земным предметам. Скупцы, например, спрятавшие свои деньги и не
совсем избавившиеся от влияния материи, могут ещё стеречь свои сокровища."
Есть ли места, которые духи предпочитали бы?
- "И здесь всё то же правило. Духи, не привязанные к Земле,
идут туда, куда влечёт их привязанность. Их привлекают более люди,
чем матерьяльные предметы. Однако есть такие, которые могут временно
предпочитать некоторые места, но это всегда духи низшего разряда."
Так
как привязанность духов к местности признак их низкого развития,
то не есть ли это доказательство того, что это злые духи?
-
"Без сомнения, нет. Дух может быть мало развит, не будучи злым.
Не то же ли самое бывает и между людьми?"
Верование,
будто духи преимущественно посещают развалины, имеет ли какое-нибудь
основание?
- "Нет. Духи посещают эти места, как посещают все иные, но
воображение, настроенное мрачным видом некоторых мест, относит часто
к их присутствию вещи самые естественные. Сколько раз страх заставлял
принимать за привидение тень какого-нибудь дерева, крик животного
или вой ветра. Духи любят присутствие человека и потому скорее предпочитают
места населённые, чем пустынные."
- Однако на основании того, что мы знаем о различии характеров
духов, мы должны предположить, что между ними есть также мизантропы,
которые могут предпочитать уединение.
- "Но я в ответе своём ничего и не утверждал абсолютно. Я сказал
только, что духи могут так же посещать места уединённые, как и всякие
другие, и очевидно, что те, которым нравится уединение, ищут пустынных
мест. Но это не причина, чтобы они предпочитали непременно развалины.
Их гораздо больше встречается в городах и домах, чем в глубине лесов."
Народные
верования обыкновенно имеют некоторое основание истины. Какой может
быть источник верования в места, преимущественно посещаемые духами?
- "Основание истины заключается в явлениях духов, которым человек
верил во все времена инстинктивно. Но, как я сказал, мрачный вид
мест поражает воображение человека, и он натурально населяет их
существами, которых считает сверхъестественными. Это суеверное мнение
поддерживается рассказами поэтов и фантастическими сказками, которыми
убаюкивают ваше детство."
Духи,
собирающиеся вместе, назначают ли для этого преимущественно известные
дни и часы?
- "Нет. Дни и часы - это разделение времени, нужное для людей
и для телесной жизни. Духи же не нуждаются в этом."
Нам трудно судить о том, что из себя представляет
время на том свете; возможно, его сущность не только отлична от
времени земного, но и различается в разных сферах потустороннего
мира. Следует отметить, что иногда духи требуют, чтобы их вызывали
в определённое время, поскольку они заняты своими делами и не всегда
могут явиться на зов - установленное время их вызова нужно им для
того, чтобы освободить его от прочих занятий.
Что
дало повод думать, будто духи являются преимущественно ночью?
- "Впечатление, производимое на воображение тишиной и мраком.
Все эти верования - предрассудки, которые разумное изучение Спиритизма
должно уничтожить. То же самое можно сказать относительно дней и
часов более благоприятных, по мнению некоторых, для явления духов.
Поверьте, что влияние полночи существует только в сказках."
- Если это так, то почему же некоторые духи объявляют свой
приход и свои проявления именно в полночь и в известные дни, как,
например, в пятницу?
- "Это духи, которые пользуются людским легковерием и забавляются
им. По этой же причине некоторые из них называют себя дьяволом или
другими адскими именами. Покажите им, что вы им не верите, и они
более не явятся к вам."
Предпочитают
ли духи являться к могилам, где покоятся их тела?
- "Тело было не что иное, как одежда. Они дорожат этой оболочкой,
которая заставляла их страдать, не более, как пленник своими цепями.
Воспоминание о близких людях - единственная вещь, которую они ценят."
-
Молитвы, воссылаемые о них Богу на их могилах, приятны ли для них
и привлекают ли их скорее туда, чем в другое место?
- "Молитва есть воззвание, которое, как вы знаете, привлекает
духов. Молитва тем более имеет действия, чем она усерднее и искреннее.
Перед уважаемой могилой мысли более сосредоточиваются, а благочестивое
сохранение останков свидетельствует о вашей привязанности к духу,
которому она всегда приятна. На духа действует мысль, а не матерьяльные
предметы. Эти предметы имеют большее влияние на того, кто молится,
устремляя на них всё своё внимание, чем на духа."
После
всего этого верование в места, предпочитаемые духами, не кажется
ли совершенно ложным?
- "Мы сказали, что некоторые духи могут быть привлекаемы матерьяльными
вещами. Они могут быть привлекаемы местами, которые они избрали
своим постоянным жилищем до того времени, пока не прекратятся обстоятельства,
привлекающие их."
- Какие обстоятельства могут привлекать их?
- "Их симпатия к некоторым особам, посещающим эти места, или
желание сообщаться с ними. Впрочем, их намерения не всегда бывают
так похвальны. Если это злые духи, то намерение их может заключаться
в желании отомстить тому, на кого они имеют право жаловаться. Пребывание
в определённом месте может быть также для некоторых из них возложенным
на них наказанием, в особенности если они совершили какое-нибудь
преступление. Это делается с той целью, чтобы совершённое ими преступление
всегда было перед их глазами." См. "Revue
Spirite", февраль 1860: Histoire d'un damne. (А.К.)
Так как дух самоубийцы прикован на известный срок к своему разлагающемуся
телу, утопленница является со струящейся по ней водой, убийца -
с ножом или другим орудием преступления. Видящие медиумы, дети,
девушки, юноши, не имеющие понятия о Спиритизме, показывают постоянно
одно и то же. (Асгарта)
|
|