|
Движение,
возникшее в середине XIX века.
Его притягательность объясняется коммуникацией с духами и даваемыми
им свидетельствами
в пользу жизни после смерти
Сначала
спиритуализм не был религией, однако стал ею, возникнув во время
общего стремления к соединению науки и религии. Медиумы-обманщики
и неспособность науки обосновать притязания спиритуализма стали
причинами его быстрого упадка. Однако спиритуализм остается мощной
религией, распространенной по всему миру, особенно в Великобритании,
Соединенных Штатах и Латинской Америке; многие латиноамериканцы
придерживаются ответвления спиритуализма, называемого спиритизмом.
Официально
датой рождения спиритуализма считается 1848 год, когда сестры Фокс
из Хайдсвилля (штат Нью-Йорк) получили широкую известность благодаря
перестукиванию с предполагаемыми духами. Основания общего интереса,
который сделал возможной их славу, были заложены такими формами
психизма, как сведенборгианство
и месмеризм.
Первое, основанное на сочинениях Эмануэля
Сведенборга — исследователя, способного проникать в
мир духов,
и второе — основанное на паранормальных феноменах, обнаруживаемых
месмеризованными (загипнотизированными) субъектами, зародились в
Европе в конце XVIII века и были импортированы в Америку. Оба движения
делали прямой контакт с духом более доступным для масс людей.
Из
этих двух ранних движений месмеризм был гораздо более популярен
в Америке. Здесь собирались целые аудитории, чтобы посмотреть на
"сомнамбул"
(так называли загипнотизированных людей), которые сообщали о своем
прозрении духовного мира и демонстрировали "высшие состояния",
такие как телепатия, ясновидение,
автоматическое письмо, медиумизм,
предвидение, гетероглоссия
(способность человека говорить на иностранных языках, которые он
не изучал), психометрия и психическое излечение.
Их способность выступать посредниками в коммуникации с умершими
была особенно привлекательна для публики. Пророки нового века читали
множество лекционных курсов. Так, Эндрю Джексон Дэйвис в состоянии
транса читал лекции по своей "Гармонической философии",
в которых повествовал о судьбе души после смерти.
После
сенсации, вызванной сестрами Фокс, стали быстро множиться медиумы,
мистики и спиритуалистические журналы.
Публика с готовностью проглатывала почти всякую грезу как "видение
духовного мира", и буквально каждый мог стать медиумом и вступить
в контакт с мертвыми. Сеансы стали повальным увлечением. Результатами
первых сеансов были главным образом стуки и невнятное бормотание
духов, однако сеансы становились все более занимательными, дабы
привлечь постоянные и все более широкие аудитории.
Чтобы продемонстрировать подлинность духовного мира, медиумы вызывали
паранормальные психические эффекты, демонстрируя парение в воздухе,
разделения личности и материализацию. Фокусничество было достаточно
обычным явлением, но разоблачение мошенничества почти не уменьшало
первоначального энтузиазма публики.
К
1855 году спиритуализм мог гордиться двумя миллионами последователей
и был зарождающейся религией по обеим берегам Атлантики. Утверждали,
что душа, с помощью средства — дубликата физического тела, выживает
после смерти и совершает переход прямо в духовный мир. Коммуникация
с этими душами становится возможной благодаря медиумам.
В целом спиритуализм отвергал учение о перевоплощении (некоторые
приверженцы перевоплощения переходили в лагерь спиритов). Сегодняшние
спиритуалисты придерживаются разных мнений относительно перевоплощения:
некоторые верят в него, а другие — нет. |
|