|
…Она
очерчивает своих любимцев, будто лаская их кисточкой: смешных цыплят,
котят, щенков. Прекрасные творения, рождённые волшебным воображением
Саши-художницы, остались трепетным откровением чистого детского
доверия и нежности к “братьям нашим меньшим”: “Щеночек Бимочка”,
“Кот-рыболов”, “Собачка Ника и котёнок Тишка в своём замке”, “Праздник
зверят”. Если у людей есть праздники, то и у зверят они должны быть!
– считала Саша. Принцы, короли, рыцари, доблестные и справедливые,
заполняют её альбомы, и в этом сообществе она, Саша, — принцесса
в короне, прекрасная и добрая. “Это я ещё маленькая, тогда была
звёздная и тёмная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки”,
— говорила Сашенька. Нетрудно уловить в этих огромных, как на иконе,
глазах глубокое сострадание и печаль за нашу Землю.
Неожиданно
тяжёлая болезнь ворвалась в счастливо-спокойную, размеренную жизнь.
Лейкемия неумолимо наваливалась, постепенно отбирая у девочки силы.
Но Саша не сдаётся. Только теперь её сознание вышло за границы земного
существования. Бог, галактики, планеты и созвездия, пришельцы, НЛО
– вот куда потянулась за спасением потревоженная душа. Это уже композиции
другой Саши, той, которая день за днём отвоёвывает право на жизнь.
Вся семья, объединённая общей бедой, мужественно оберегала каждый
вздох ребёнка.
Ширятся
слухи о необычных рисунках, и вскорости одна за другой состоялись
две её персональные выставки – первая и последняя прижизненные.
Неожиданно для всех появилась в её рисунках Индия. Десятки портретов
актёра из индийского фильма “Танцор диско”, красавца Митхуна Чакроборти,
танцующего Бога Шивы, Индиры Ганди, влюблённых индийских юношей
и девушек, автопортрет в виде шестирукой богини… Отец рассказывает,
что Сашенька любила повторять: “Ну куда подевались ещё мои четыре
руки”? Она шутила или серьёзно?..
Поначалу
родители не придавали особого значения увлечению дочери Индией,
хотя поддерживали его. Вместе со старшей сестрой и подружками составляли
ей компанию в походах на индийские фильмы. Отец вспоминает, что
девятилетняя Саша как-то огорошила их вопросом: “Куда девался наш
слон?” Родители не поняли: “Что ты, доченька, какой слон? Откуда?”
“Ну как же вы не помните нашего слона? – горячилась девочка. — Я
ещё каталась на нём в такой красивой корзине. Я была тогда маленькой,
а слон большой, настоящий, и мне было даже немножко страшно, что
я так высоко сижу”. По тону и настойчивости, с которой дочка выясняла,
где они раньше жили, Евгений Васильевич и Виктория Леонидовна поняли,
что это не киношная фантазия. Тогда что? Какая память включилась
в сознание девочки? Из прошлой жизни? Память вечной души?
“Когда
наши художники трудились над новой экспозицией музея истории Полтавской
битвы, по телевидению показывали сериал “Юность Петра”. В залах
музея экспонаты вдруг начали восприниматься, как ожившие свидетели.
С каким-то трепетом осматривали мы теперь старые камзолы Петра,
и все прикладывали свои ладошки на чугунную отливку оттиска ладони
царя. И мы с Сашенькой примерили. Как сейчас помню её растопыренные
розовые пальчики, лежащие на чёрной лапище... Вспомнилось это теперь,
когда смотрел её последнюю композицию “Сириус”. Тогда же она нарисовала
несколько портретов Петра Первого, а рядом — себя, его невестой.
Так она обычно выказывала свою любовь...”*
Девочка
боролась за жизнь шесть лет. Потом попросила родителей отпустить
её: “Я устала. Не переживайте за меня. Умирать не страшно”. Накануне
своего ухода, рассказывает Евгений Васильевич, Саша попросила папу
приложить руку к белому листу, затем обвела. Потом сверху приложила
свою руку, обвела и её. Законченным нашли рисунок после Сашиного
ухода. Возле большой Луны справа находится звезда — это Сириус,
на который Сашенька хотела улететь...
Евгений
Васильевич показал нам две фотографии: одну — 11-летней Сашеньки,
сделанную незадолго до её ухода, и вторую, переснятую с неё же фоторепортёром
из газеты для посмертной статьи. На второй чётко проявились лучи
света, исходящие от фотографии.
О.Д. ПИСКАРЁВА, В.У. КЕЛЕХСАЕВ - Журнал “Культура и время”
*
Цитируются воспоминания Е.В. Путря |
|