Факты эти более часты, чем полагают: но те, кто
являются их жертвами, чаще всего не осмеливаются об этом говорить
из страха быть поднятыми на смех. Нам известно о том, что полагали
излечить некоторых людей от того, что рассматривалось как галлюцинации,
подвергнув их лечению, рассчитанному на сумасшедших, что сделало
их действительно помешанными. Медицина не может понять этих вещей,
потому что она допускает в причинах лишь матерьяльный элемент, из
чего следуют зачастую пагубные недоразумения. История со временем
будет рассказывать о некоторых способах лечения, принятых в этом
веке, как сегодня рассказывают о некоторых врачеватель-ных способах
и приемах средневековья.
Мы вполне допускаем, что некоторые факты являются
делом козней и злонамеренности; но если, при всех констатаци-ях,
остается признанным, что они не суть дело рук людей, то надо тогда
согласиться, что они суть дело рук дьявола, скажут одни, мы же говорим,
что — духов; но каких духов, вот в чем вопрос.
Высшие духи, как среди нас люди значительные и серьезные,
не развлекаются тем, чтоб поднимать шум. Мы часто вызывали низших
духов, чтобы спросить их о побуждениях, каковые заставляют их таким
образом нарушать людской покой. Большинство из них не имеет другой
цели, кроме как позабавиться; то духи скорее легкомысленные, чем
злые, которых забавляет страх, коий они вызывают, и напрасные поиски,
каковые предпринимают, чтоб открыть причину суматохи.
Часто они упорствуют в преследовании одного какого-либо
лица, которого им нравится раздражать и коего они преследуют из
жилища в жилище; в других случаях они привязываются к какому-либо
помещению без иного мотива, кроме собственного каприза. Иногда также
это и месть, коию они осуществляют, как мы будем иметь возможность
показать. В некоторых случаях их намеренье более похвально; они
хотят обратить внимание и вступить в отношения, либо для того, чтоб
дать полезное предупреждение лицу, к которому они обращаются, либо
же для того, чтоб испросить что-то для себя самих.
Мы часто видели, как одни из них просят молитв,
другие настойчиво просят выполнить от их имени какое-либо обещание,
которое они выполнить не смогли или не успели; иные, наконец, желают
в интересах их собственного успокоения исправить какое-либо дурное
действие, совершенное ими при жизни. В общем, люди не правы, пугаясь
их; их присутствие может быть докучным, но не опасным. Впрочем,
можно понять желание, испытываемое людьми, освободиться от них,
но только для этого обыкновенно делают как раз противоположное тому,
что следовало бы делать.
Если это суть духи забавляющиеся, то чем серьезнее
вы принимаете дело, тем больше они упорствуют, как озорные дети,
которые докучают тем сильнее, чем больше из-за них теряют терпение,
и которые нагоняют страх на трусов. Если б вы приняли мудрое решение
самим смеяться над их дурными проделками, то в конце концов им бы
их занятие надоело и они б успокоились. Мы знаем кое-кого, кто,
вместо того чтоб раздражаться, побуждал их с вызовом сделать ту
или иную глупость, доведя их до того, что по прошествии нескольких
дней они оставили его в покое и больше не возвращались.
Но, как мы уже сказали, есть среди них и такие,
побужденье которых не так легкомысленно. Вот почему всегда полезно
знать, чего они, собственно, хотят. Если они о чем-нибудь просят,
можно быть уверенным, что они прекратят свои посещения, как только
желанье их будет удовлетворено. Самое лучшее средство просветиться
на этот счет — это вызвать духа через посредство хорошего пишущего
медиума; по его ответам можно будет сразу увидеть, с кем приходится
иметь дело, и действовать соответственно; если это несчастный дух,
милосердие требует общаться с ним с тем вниманием, коего он заслуживает;
если это дурной шутник, то с ним можно не церемониться; если он
злонамерен, то нужно молиться Богу, чтоб он сделался лучшим.
Независимо от причины молитва всегда может иметь
лишь положительный результат. Но строгая серьезность заклина-тельных
формул и экзорцизмов лишь смешит их, и они совершенно не принимают
их в расчет. Если вы можете вступить в общение с ними, то не доверяйте
шутовским и устрашающим квалификациям, кои они иногда дают себе,
чтоб позабавиться над людской доверчивостью.
Эти явления, хотя и исполняемые низшими духами,
часто провоцируются духами более высокого порядка с тем, что-бы
убедить нас в существовании существ бестелесных и возможностями
превосходящих человека. Отголоски этого, даже ужас, который это
вызывает, привлекают внимание и в конце концов откроют глаза самым
отъявленным скептикам^ Эти последние находят более простым'списать
явления эти на счет воображения, что есть объяснение очень удобное,
избавляющее еще к тому же от необходимости объяснять что-либо еще;
однако, когда предметы оказываются опрокинутыми или брошенными скептику
в лицо, потребовалось бы весьма упрямое воображение, чтобы утверждать,
будто подобные вещи не происходят, когда они произошли.
Когда обнаружено какое-либо действие, это действие
необходимо имеет некую причину; если холодное и спокойное наблюдение
доказывает нам, что действие это независимо от всякой человеческой
воли и от всякой матерьяльной причины, если к тому же оно обнаруживает
очевидные признаки разумности и свободной воли, что является самым
характеристическим признаком, то мы оказываемся необходимо вынужденными
приписать его некоему оккультному разуму.
Каковы же эти таинственные существа? Это и есть
то, что спиритические исследования позволяют нам узнать наименее
опровержимым образом чрез средства, кои они дают, чтобы сообщаться
с ними. Эти исследования, помимо того, дают нам узнать то, что есть
действительного, ложного или преувеличенного в тех явлениях, в коих
мы не отдаем себе отчета.
Если происходит некое странное явление: шум, перемещение
предметов, даже появление человеческих форм, то первая мысль, которая
должна прийти нам в голову, это та, что явление это обязано своим
возникновением какой-то совершенно естественной причине, потому
что причина эта есть наиболее вероятная; тогда надо изыскивать причину
эту с величайшей тщательностью и допустить вмешательство духов лишь
при достаточном на то основании; то есть средство не делать себе
иллюзий. Тот, например, кто, не имея никого вокруг себя поблизости,
полу-чил бы пощечину или удар палкой по спине, видимо, не смог бы
усомниться в присутствии некоего разумного существа.
Следует остеречься не только рассказов, кои могут
быть, по меньшей мере, приукрашенными преувеличениями, но и собственных
впечатлений, и не приписывать оккультного происхождения всему тому,
что вам непонятно. Бесконечность очень простых и очень естественных
причин может произвести следствия на первый взгляд странные, и было
бы истинным предрассудком во всем видеть духов, занятых опрокидыванием
мебели, битьем посуды, подстрекательством тысяча и одной домашней
ссоры, кои более разумно отнести на счет нашей собственной неловкости.
Объясненье, даваемое движенью инертных тел, естественно
относится ко всем самопроизвольным явлениям, кои мы только что рассмотрели.
Шумы, хотя они и более сильны, нежели стуки, раздающиеся внутри
стола, имеют одну и ту же причину: предметы оказываются брошенными
или перемещенными той же силой, какая приподнимает всякий иной предмет.
Одно обстоятельство даже приходит здесь в поддержку этой теории.
Можно было бы спросить себя, где находится медиум
в подобных случаях. Духи сказали нам, что в подобных обстоятельствах
всегда есть кто-то, чья энергия претворяется без его ведома. Самопроизвольные
проявления редко происходят в местах действительно уединенных; они
почти всегда случаются в обитаемых домах и лишь в силу присутствия
некоторых лиц, оказывающих невольно определенное влияние; эти лица
являются настоящими медиумами, сами того не сознающими, и коих мы
по этой причине называем медиумами природными; они соотносятся с
остальными медиумами так же, как природные сомнамбулы с сомнамбулами
гипнотическими, и в той же мере достойны внимательного изучения.
Вольное или невольное вмешательство лица, одаренного
особой способностью к производству этих явлений, кажется необходимым
в большинстве случаев, хотя есть среди них и такие, где дух как
бы действует сам; но тогда может оказаться, что он черпает животный
флюид где-то в другом месте, а не у присутствующего лица. Это объясняет,
почему духи, непрестанно нас окружающие, не производят ежемгновенных
пертурбаций. Прежде нужно, чтобы сам дух хотел этого, чтоб у него
была цель, побуждение, без этого он не сделает ничего.
Затем нужно, чтоб он нашел точно в том месте, где
б он желал проявиться, лицо, способное ему содействовать, а это
уже совпаденье, встречающееся довольно редко. Как только такое лицо
появится, он появленьем его тут же воспользуется. Но, несмотря на
соединенье благоприятных обстоятельств, ему еще может помешать в
этом превосходящая его воля, коия не позволила б ему действовать
по своему усмотрению. Ему может быть позволено сделать это лишь
в определенных пределах и в случае, если б эти проявления были признаны
полезными, пусть как средство убеждения либо как испытанье лицу,
являющемуся их объектом.
Павел
Гелева - "Посмертный опыт души"