|
Сразу
же появились люди, подтвердившие правдивость рассказа Мэйчена. Описанные
события начали обрастать подробностями. Некоторые видели крылатых
ангелов в одеяниях, поставивших своего рода заслон между отступавшими
французами и британцами и преследовавшими их немцами. При этом французы
утверждали, что видели архангела Михаила (по другим свидетельствам
— Жанну д'Арк), в то время как британцы — одного из своих легендарных
героев — святого Георгия. Медсестры, на руках которых умирали солдаты
союзной армии, смертельно раненные в битве при Монсе, рассказывали
о какой-то необычайной экзальтации умиравших.
Подобные
рассказы появлялись и после других сражений этой войны. На эту тему
писались книги. Вот некоторые из них: Мэйчен, "Ангелы Монса:
"Лучники" и другие легенды войны" (The Angels of
Mons: The Bowmen & Other Legends of War") (1915), и Гарольд
Бегби, " На стороне ангелов" (On the Side of the Angels).
Позднее Мэйчен признался в том, что выдумал свой знаменитый рассказ
от начала и до конца. Впрочем, нашлись и такие, кто не поверил ему.
А те, кто сам рассказывал, что видел спасителей во время сражения,
продолжали настаивать на подлинности своих ощущений.
Дело
дополнительно усложнилось, когда в 1930 году директор германской
разведслужбы Фридрих Герценвирт также выступил с заявлением о том,
что солдаты, участвовавшие в битве при Монсе, действительно видели
ангелов, но эти видения представляли собой не что иное, как картинки,
спроецированные на облака германскими летчиками с помощью специальной
аппаратуры. Цель немцев заключалась в том, чтобы продемонстрировать
противнику, что Бог на стороне Германии. Никаких доказательств в
пользу утверждения Герценвирта не нашлось.
Скорее
всего, свидетельства об ангелах Монса и армиях воюющих фантомов
основывались на слишком эмоциональных воспоминаниях и представляли
собой попытки во что бы то ни стало подтвердить правдивость рассказа
Мэйчена. Впрочем, нельзя полностью исключить, что солдатам действительно
привиделось что-то. К примеру, это могли быть галлюцинации, обусловленные
стрессом, страхом, болью, а также страстным желанием спастись. Высказывалось
и мнение, что видения представляли собой души солдат, только что
убитых во время сражения.
|
|