|
ПЕРЕКРЕСТКИ
crossroads
Места, где сходятся
и расходятся дороги, наделялись людьми особыми магическими свойствами
и ассоциировались в их представлении с появлениями и деятельностью
демонов, дьявола, колдунов, фей, призраков и духов, а также другими
зловещими сверхъестественными явлениями. Такого рода поверья характерны
для Европы, Британских островов, Греции, Индии, Японии, американских
индейцев и монголов.
Говорят, что
именно на скрещениях дорог можно встретить разного рода шаловливые
существа, которым нравится сбивать людей с правильного пути. Речь
идет о троллях, колдунах, ведьмах, "Блуждающих огнях".
Согласно народным поверьям, любят перекрестки и призраки. В немецком
фольклоре имеется сюжет о том, что один из перекрестков в Шлезвиге
часто посещает всадник-призрак. Шея его лошади вытягивается поперек
дороги и не позволяет путникам проходить мимо. Популярная в Померании
легенда гласит, что как-то раз путешественник остановился ночью
на одном из перекрестков, увидев перед собой темную фигуру в длинной
одежде и деревянных башмаках. К полному изумлению этого странника
загадочная фигура последовала за ним и поселилась в его доме. В
конце концов этот человек набрался смелости и заговорил с призраком.
Тот попросил бедолагу отправиться с ним на кладбище и произнести
там несколько молитв, которые бы помогли духу обрести вечный покой.
Духи
умерших появляются вблизи скрещений дорог в Канун
Дня Всех Святых (31 октября) — когда-то языческого,
а затем христианского праздника, приходящегося на тот день, когда
грань, разделяющая два мира, по поверью, оказывается самой тонкой.
Жители Уэльса верят, что в эту ночь большое количество духов выходит
на перекрестки. В странах Европы распространены верования, согласно
которым в канун Дня Всех Святых умершие образуют процессии, направляющиеся
к домам их живых родственников, и человек, встав на перекрестке
и положив подбородок на раздвоенную палку, может увидеть эти процессии.
В других случаях особые заклинания дают возможность вызвать духов
усопших на перекресток. В соответствии с одним древним датским обрядом,
человек, которому это зачем-то понадобилось, должен выйти в полночь
кануна Дня Всех Святых на место скрещения дорог и встать внутри
каре, образованного повозками. Призрак появится при упоминании его
имени и даст ответы на три вопроса. Другие магические народные обряды
имели своей целью защиту от дьявола и демонов на перекрестках, а
также вызывание душ своих умерших знакомых. Греки верили в то, что
Геката, покровительница колдунов и перекрестков, ясными ночами в
сопровождении духов и воющих собак-фантомов появляется в местах,
где сходятся дороги. Для нее эллины оставляли пищу на перекрестках.
Именно к Гекате обращались с просьбой помочь, если кого-то охватывало
безумие, поскольку считалось, что эта болезнь насылается духами
умерших людей.
Еще одно поверье заключается в том, что некоторые обряды, выполняемые
на перекрестках в определенные дни (в частности, в канун Дня Всех
Святых), позволяют узнать заранее, кто умрет в ближайшее время.
К примеру, валлийцы полагали, что если человек отправится на скрещение
дорог и будет слушать там "ветер, дующий над ногами покойников"
(восточный ветер), то он сможет услышать вздохи в тех домах, где
в ближайший год обязательно появится покойник. У горцев Шотландии
аналогичное поверье выглядело следующим образом. Интересующемуся
нужно было усесться на трехногий стул у перекрестка, где сходятся
три дороги, и тогда в полночь он сможет услышать имена тех, кто
обречен на смерть в ближайшее время. Немецкий фольклор предлагал
для достижения этой же цели выйти на перекресток между одиннадцатью
часами и полночью либо в рождественскую ночь, либо в канун Дня Всех
Святых.
Скрещениям
дорог придавалось особое значение и в погребальных обрядах. В соотвествии
с одним древним валлийским обычаем, на всем пути от дома до кладбища
еледовало класть покойника на землю на каждом перекрестке и читать
над ним молитвы. Возможно, это делалось для зашиты умершего от злых
духов, облюбовавших такие места для своих посещений, а возможно
— для того, чтобы призрак усопшего не возвращался в дом и не мешал
живым. В Гессене (Германия) считалось, что призрак умершего не вернется
в дом, если на перекрестке разбить принадлежавшую ему посуду. В
Финляндии участники погребальных процессий брали землю с тех перепутий,
мимо которых проходили, и затем разбрасывали ее по полям, защищаясь
таким способом от колдовства. У многих народов самоубийц хоронили
на скрещениях дорог. Впрочем, сколь-нибудь вразумительных объяснений
по этому поводу встречать не приходилось. Может быть, этот обычай
связан с тем, что образуемый дорогами крест ассоциируется с освященной
землей христанских кладбищ (где, как известно, самоубийц хоронить
не разрешалось), а может быть, причиной тому — стремление использовать
сверхъестественные свойства перекрестков для предотвращения возвращения
призраков самоубийц к живым.
Многие народы верили в то, что скрещивающиеся линии путей обеспечивают
людям защиту от призраков, которые, согласно поверьям, любят появляться
вблизи перекрестков. К примеру, одно довольно распространенное когда-то
в Германии суеверие заключалось в том, что духи и призраки не могут
пересекать перекрестки. Таким образом, это было место спасения для
человека, преследуемого призраком или каким-либо демоническим существом.
Как только объект погони достигал скрещения дорог, преследователь
исчезал, как правило, издав совершенно нечеловеческий крик. Аналогично
этому, ирландцы верили, что на перекрестках практически не действуют
чары фей и что смертные, похищенные этими созданиями, именно в таких
местах могут вновь обрести свободу. |
|