Жизнеописания, история, рефераты, статьи, иллюстрации, фото
таро, аркан, книга перемен, астрология

Классические системы гадания

 

Таро

Таро в Европе появился в пятнадцатом веке. Карты самой ранней из известных колоды Висконти-Сфорца назывались тогда “тароччи”. Существует теория, что имя это принято колодой от названия реки Таро, притока знаменитой По в северо-центральной Италии, в долине которой и стали известными когда-то древние “тароччи”.

Сторонники же восточного происхождения карт привлекают на свою сторону селение Таро в Верхней Бирме и озеро Тарок-Цо на юго-западе Тибета.

Точно объяснить происхождения названия сегодня вряд ли возможно. Но из многих версий особенного внимания заслуживает распространившееся в восемнадцатом веке толкование термина как слияния двух египетских слов: ТАР (дорога, путь) и РО, РОС (РОШ) или РОГ (король, царь), то есть Таро - “царский путь”, “дорога королей”. В пользу этой гипотезы говорит древнее представление о семи великих (“королевских”) дорогах, коими боги ведут ищущих истину.

Некоторые связывают Таро со средневековой сектой катаров или альбигойцев. А в прошлом веке орден Золотой Заутрени обнаружил определенную связь карт Старших Арканов и с каббалистическим Древом Жизни. И практически все исследователи сходятся на том, что карты Таро - это остатки закодированного древнего знания, на что указывают присутствующие в них элементы египетской религиозной символики и орфических мистерий, арабской символики цифр и кельтских легенд, астрологии и каббалистики.

 
 

Аркан - состав и значение

Термин “Аркан” восходит к латинскому “арканум” - тайна, секрет. Таким образом, Старшие, или Мажорные Арканы - это Великая Тайна, тайна духовная, оккультная. Младшие же, или Минорные Арканы, объединяющие четыре масти - Тайна Малая, светская, “бытовая” . Арканами - тайниками, тайными вместилищами, хранителями тайн, называют также и сами карты Старших Арканов: например, Аркан I - Маг, Аркан XXI - Мир, или Корона Магов.

В конце прошлого века неутомимые энтузиасты и исследователи Таро обнаружили тайны и в самом названии колоды - вернее, в его анаграммах-перестановках. Так, для иудеев “Тора” означает закон, а “Троа” - врата. По латыни “Рота” - колесо, а “Орат” означает “говорить, убеждать, умолять”. “Таор” (иначе - Таур) - имя египетского божества тьмы, “Атор” (иначе - Афор) - египетский же Хафор, бог веселья.

Не только латынь хранит загадки Таро. Тетраграмматон - то есть четыре буквы еврейского алфавита, написанные на ободе колеса фортуны (Аркан Х) - Йод, Тхей, Вау и Тхей, составляют в одном прочтении имя Яхве, в другом Иеговы, и покровительствуют различным частям колоды Таро: Йоду подвластны четыре масти, Тхей заправляет четырьмя фигурными картами каждой масти, Вау властвует над четырьмя десятками числовых карт (по десять в каждой масти) и Тхей управляет всей четверкой Старших Арканов - тремя семерками номерных Арканов с I по ХХI и стоящим особняком “нулевым” Арканом - Шутом.

Структуру Таро можно представить как отражение взаимоотношений Бога, человека и вселенной, или иначе - связей между миром идей, сознанием человека и миром физическим. В этой диаграмме в центр помещен малый круг или точка, изображающая человеческую душу, треугольник представляет тройственную сущность Бога, а квадрат символизирует явленный мир. Карты Таро поставлены в соответствие различным частям этого чертежа.

В современных игральных колодах, иногда применяемых также и для гадания, исчезли Старшие Арканы, для которых не нашлось подходящего игрового смысла (козырями в играх становились карты одной из мастей) , Мечи стали Пиками, Посохи - Трефами, Кубки - Червами, Пентакли - Бубнами. Масти потеряли рыцарей и возвели Пажей в ранг Валетов. Только в 54-листовой покерной колоде остался рудимент Старшего Аркана - Шут, преобразившийся в двух Шутов-Джокеров.

Старшие Арканы

Главная загадка Таро - Старшие, или Мажорные Арканы - двадцать две символические и аллегорические карты, описывающие постоянные и вечно меняющиеся физические и духовные силы, властвующие над человеком.

Существует немало вариантов внутренней иерархии Старших Арканов: карты разделяют на титулованные и аллегорические, символы главных добродетелей и астрологических элементов, знаки удачи и вселенской предопределенности. По некоторым версиям, Арканы с I по VII определяют интеллект человека, иначе Разум, Арканы с VIII по XIV властвуют в сфере нравственности, или Души, а Арканы с XV по XXI правят событиями материальной жизни человека, или его Бытием. По другим воззрениям, карты Старших Арканов могут быть поставлены в соответствие мастям Младших Арканов, или астрологическим символам, или символам оккультным, или числам, или же буквам еврейского алфавита - в духе Каббалы.

В одном из прочтений сам термин “Каббала” означает “власть двадцати двух”, что находит отражение в одном из основных каббалистических символов - Древе Жизни. Десять его сефиротов (тех самых “истечений, излучений, эманаций”) соединены двадцатью двумя ветвями-тропинками, которым каббалисты нового времени поставили в соответствие двадцать две карты Старших Арканов Таро.

Но их опередил Курт де Гебелин, еще в 1781 году выдвинувший теорию, что Старшие Арканы представляют собой легендарную “Книгу Тота”, спасенную из руин сожженных египетских храмов тысячи лет назад. “Книга Тота”, известная также как “Книга Таро” или “Книга Золотых Листьев”, будто бы содержала в себе синтез всего человеческого знания, проникнутого глубоким и древним мистицизмом.

Двадцать две карты Старших Арканов толкуются обычно как иероглифические картины, размещавшиеся на колоннах в галерее подземного храма, куда искатели высшей истины попадали в процессе посвящения. Сами картины до нас не дошли. Не сохранились и подлинники “Книги Тота”. Утверждают, что глиняные таблички с ее копиями были в фондах Александрийской библиотеки - увы, сгоревшей. А в семнадцатом веке кардинал Бембо описал бронзовые “таблички Изис”, впоследствии также утраченные, но успевшие, как видно, повлиять на современные колоды Таро.

Младшие Арканы

56 карт Младших Арканов разделены на четыре масти (“свиты”), 14 карт в каждой: 4 фигурных, или костюмных - так называемый “двор”, и 10 очковых, или числовых - от десятки до туза, корня масти.

Создатели карт с древних времен до настоящего обозначали масти знаками звезд и стрел, птиц и собак, зеркал и колонн, лун и якорей, и все так же не смогли уйти от традиционного деления колоды на четыре масти (не считая, разумеется, Старших Арканов). В чем же причина устойчивости четверки?

Широко бытует мнение, что четыре масти представляют четыре касты древнеегипетского царства.

Другая популярная теория утверждает, что масти представляют четыре сословия средневековой Европы: мечи - рыцарство, знать и аристократию, посохи (жезлы) - крестьян и низшие сословия, кубки - церковные и иные духовные группы и монеты - сословия коммерческие.

Кто-то ассоциирует масти с предметами - чаркой, палицей, раковиной и луком, которые держит в четырех своих руках индийское божество Вишну, а также комплексное двуполое божество Ардханаришвара - одно из воплощений Шивы.

В середине шестнадцатого века карты представлялись азартной игрой, в которой мечи пророчили смерть тому, кто отчается и обезумеет от игры, посохи сулили наказание мошенникам и шулерам, кубки намекали на вино, способное уладить все споры, а монеты представляли смысл и цель игры.

В средневековой Франции масти ассоциировали с военным делом. Пики представляли запасы или склады оружия, необходимого для битв. Трефы означали распространенное луговое растение и предостерегали полководцев не заводить свои войска в места, бедные кормом для лошадей. Сердца (червы) символизировали мужество и стойкость офицеров, а алмазы (бубны) напоминали тип прочных стрел, выпускавшихся из аркебуз.

В семнадцатом веке четыре масти предостерегали от четырех опасностей в жизни человека: убийства, насилия, беспорядков и преступлений ради выгоды.

Но находились и такие, кто считал масти достойными знаками и ставил в соответствие мечам справедливость, посохам - мужество, кубкам - веру, а монетам - милосердие.

Четыре масти уподобляли четырем временам года, четырем первостихиям, четырем мирам Каббалы, четырем магическим элементам алхимии и, конечно, четырем буквам имени Бога - YHWH (тетраграмматон).

Книга перемен

Древнекитайская “Книга перемен”, в устной форме зародившаяся около 5 300 лет назад, оказалась записанной лишь после того, как прошло примерно 2 000 лет. Изначально метод предсказаний, излагавшийся в ней, был прост. Использовались две линии: одна - сплошная, другая - прерывистая. Они позволяли гадающему лицу получить утвердительный или отрицательный ответ на постоянный вопрос - наподобие того, как это делается при гадании с монетой (падает решкой вверх - да, орлом - нет).

Затем возникла серия диаграмм, в которых вертикальные линии чертили попарно, а позже - триграмм, включающих в себя восемь комбинаций (столбцов) из трех линий; каждая комбинация получила свое название: “Небо”, “Земля”, “Солнце”, “Луна”, “Воздух”, “Вода”, “Гора”, “Гром”.

Значения линий, однако, не были резко противоположными. Сплошная (“янь”) носила в себе, скорее, генерирующее начало, а прерывистая (“инь”) - воспринимающее. Когда “янь” начинает, “инь” поддерживает. Другие значения “янь” и “инь” - свет и тень, жесткий и мягкий, экспрессивный и созерцающий, твердый и податливый, сильный и слабый, день и ночь и т.п. Существует множество и других смысловых оттенков, но никогда эти понятия не определяются как хорошее и плохое. Иногда возникает острая необходимость в “янь”, иногда - в “инь”. Всегда одно начало дополняет другое. И только из сочетания обоих начал получается то, что называется основой бытия. Это особенно видно при изучении триграмм и их толкований.

Триграмма “Небо” воплощает собой силу в чистом виде, поскольку она составлена из трех “янь”. Отсюда другое ее дополнительное значение - небеса, всемогущие и благословляющие “Землю”, которая представлена воспринимающим началом - тремя “инь”.

Подобным же образом триграмма “Солнце” может быть истолкована как огонь, и даже молния. В расширенной интерпретации триграмма “Луна” означает все, что стоит на пути, вытесняет солнечный свет: тучи, дождь и даже опасный поток в узком ущелье.
Из прочих триграмм “Вода” может также обозначать озеро или болото, море или океан, “Гора” - высоту или вершину. “Гром” - борьбу, душевное смятение.

Существуют и другие, более сложные значения триграмм, связанные с ассоциациями. Триграмма “Солнце” может означать также ветер, который проникает всюду, как и солнечный свет. Ассоциация развивается дальше, и у триграммы появляется новое значение: лес, поскольку корни дерева проникают в землю.

Значения триграмм продолжали развиваться и включили в себя абстрактные понятия. Например, “Луна” или “Вода” предполагали опасность, “Гора” - неподвижность, и т.д.

Входили туда и понятия родства. “Небо” имело значение отца, “Земля” - матери. Прочие же триграммы рассматривались как дочери и сыновья.

Далее триграммы сдваивались, образуя гексаграммы. В результате получились 64 гексаграммы, вроде “Небо над Землей” или “Луна над Громом”.

Гексаграммы толковались сложнее, причем какая-то одна линия могла в отдельном случае иметь больше значений, чем остальные.
Со временем “Книга перемен” превратилась в Книгу мудрости. Великий китайский мудрец Конфуций весьма ценил ее и даже дополнил ее собственными интерпретациями гексаграмм.

Существуют различные способы гадания, связанные с различными предметами.

Раньше брали 49 стебельков тысячелистника. Не считая, их делили на 2 кучки, которые в свою очередь разделялись на меньшие. В результате получали пучки тысячелистника, которые, если в них было четное количество стебельков, обозначали “инь”, а нечетное - “янь”. Процедура повторялась, в результате чего линия за линией выстраивалась гексаграмма.

Сейчас для тех же целей используются монеты. Например, гадающий берет три монеты, трясет и бросает на плоскую поверхность. Если все или две из них упали вверх решкой, то они обозначают “янь”, если орлом - “инь”. Таким образом, получается нижняя линия в гексаграмме. Процедура повторяется до построения всей гексаграммы. Либо можно взять шесть монет, случайным образом сложить в столбик, который затем ставят на стол. Пять верхних монет сдвигаются, остается нижняя, затем четыре и т.д. Таким образом, получается гексаграмма. Самый простой способ состоит в подбрасывании одной монеты шесть раз. Решка - сплошная линия, орел - прерывистая.

Астрология

Предшественницей астрологии была астромантия. Она зародилась в Вавилоне, откуда проникла в Грецию. Солнце, Луна и планеты представлялись небесными божествами, чьи намерения и влияние на земные дела определялись их передвижением по небосводу. Мудрецы пророчествовали по фазам Луны, солнечным и лунным затмениям, положению планет относительно неподвижных светил и созвездий, в том числе не включенных в разряд зодиакальных, а также по другим явлениям. Например, считалось, что молодой месяц, выходящий из туч сулит победу в предстоящей битве, если же он не появится в заранее предсказанное время, неизбежно поражение.

Традиционная астромантия постепенно была вытеснена астрологией. В настоящее время астрология подразделяется на западную (классическую) и восточную. Западная астрология подразумевает под собой составление гороскопов на основе строго научных вычислений о движении Солнца и планет солнечной системы относительно друг друга и 12 знаков Зодиака. Также принимается на рассмотрение расположение лунных узлов (два пересечения орбиты Луны с плоскостью эклиптики), а также два гипотетических небесных тела - так называемая “черная” Луна - Лилит - и “белая” - Лулу. Есть несколько разновидностей гороскопов - натальный (составляемый на момент рождения), транзитный (на конкретный день) и синастрический (совместный, “любовный”) и другие. Главную роль при составлении гороскопов отводят Солнцу (закрепляет индивидуальность человека), Луне (указывает на его личность), Асценденту (внутренние задатки и мир эмоций), Мередиану (возможные достижения) и рассчитываемой по положению других планет величине - Парс Фортунэ (сфера успехов и доходов).

Восточная астрология основана на 12-летнем цикле, в котором каждый год символизируют определенные животные. Это мышь (крыса), вол (бык, буйвол, корова), тигр, кролик (заяц, кот), дракон, змея, лошадь, коза (овца), обезьяна, петух, собака, кабан (свинья). Согласно преданию, когда Будда позвал к себе всех животных, обещая награду первым двенадцати, они пришли к нему именно в таком порядке. А в награду получили право раз в двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими.
В восточной астрологии властвуют пять специфических принципов: Лунный год (выявляет 12 архетипов человека), время года (5 специфических типов души человека, связано со временем рождения и соответствует одной из пяти стихий: “дерево”, “огонь”, “земля”, “вода” и “металл”), двойная неделя, день и час. Последние три определяют личность конкретного человека, его душевные качества.

Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания

Есть вопросы, к ответам на которые можно прийти путем умозаключений. Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речь идет о выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствие известных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, между явлениями может существовать иная, пусть скрытая, но оттого не менее тесная связь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримая пропасть. Эту связь или, точнее, это отношение, в разные времена называли по-разному - подобием симпатией, аналогией, считая ее выражением единого мирового закона: “То, что внизу, подобно тому, что наверху”. Это понял еще Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте пять тысяч лет назад. Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а более отдаленные - полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших до нас трудов.

Сам он не считал себя богом. С помощью метода аналогий он пытался познать эту скрытую связь, существующую между движением карт, планет и движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога - или богов.

Однако представители различных религий часто спрашивали себя: не грех ли это - пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог (или боги) намеренно скрывают ее от людей? Недаром же название, данное герметическим наукам в честь их основоположника Гермеса Трисмегиста (“трижды очень великого”), истолковывается и как “учение о сокрытом”, тайном?

Да, герметические науки помогают приоткрыть завесу будущего и узнать то, чего никаким другим образом узнать нельзя. Но владение герметическими науками можно уподобить владению грамотой: человек может прочесть книгу, но он не волен изменить ее содержание. Нет греха, если человек узнает, что уготовлено ему провидением.

Одной из важнейших отраслей герметических наук следует считать гадание. Способов гадания существует великое множество. Традиция утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни - или, наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю свободу. Ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные символы лишь помогают прочесть этот ответ.

Самой древней из этих систем является Книга Перемен. Она и самая простая в реализации - не требует ни специальных предметов, ни сложных расчетов. Существует гипотеза о том, что колыбелью цивилизации был Тибет. Может, там, на заре развития человечества и зародилась эта система? Ведь во все времена человек был любопытен к своему будущему. А когда явления природы казались божествами, а жизнь подчинялась никому тогда не понятным законам - тем более.

По мере “взросления” человек начал понимать, что на жизнь и судьбу могут влиять не только Солнце, Луна, ветер, громы и молнии. Предположили наличие зависимости судьбоносных событий от движения планет - так родилась астромантия, а за ней и астрология.

С помощью математических расчетов можно было узнать все о человеке, его характере, его способностях, вкусах, совместимости с представителями противоположного пола и т.д. Основное отличие от классической Книги Перемен в том, что исключается элемент случайности при подготовке предсказания, все известно заранее, важно лишь правильно истолковать имеющуюся информацию о времени рождения человека. Причем, так как на Востоке придерживались в основном теории о переселении душ после жизни, то, как мне кажется, важнее был год рождения. На Западе, где религия повествовала о рае, аде и жизни, как преддверии того или другого, обращалось внимание на более мелкие единицы измерения времени - дни, часы, минуты (от последних двух величин зависело только положение Луны, как наиболее быстро движущейся планеты).

Гадание посредством Таро является, по моему мнению, самым интересным способом. Не исключая элемент случайности (расклад зависит только от Руки Судьбы, невозможно предсказать заранее, как лягут карты), в то же время Таро в своем толковании опирается и на астрологические значения той или иной карты, и на особенности психологии человеческой натуры. Таро оставляет просторы для воображения, но в определенном русле.

Каждый символ Таро несет в себе определенный смысл. У разных людей они вызывают разные ассоциации, на этом и основана эта система - обращение к подсознанию, активация интуиции.

Сам процесс гадания посредством карт Таро может быть любым, существует масса способов и методов поиска ответа на любой тревожащий вопрос. Однако сходство со всеми методиками использования оккультных способов получения информации состоит в том, что толкование того или иного расклада происходит всегда через призму “гадалки”, ее мироощущения и понимания ситуации.
Оперируют же карты не словами, но образами, что роднит их, например, с Книгой Перемен, которая также выводит зависимости миропонимания человека от случайного набора “орлов” и “решек”.

Заключение

“Ежедневно меняется мода, но пока стоит белый свет, у цыганки со старой колодой хоть один да найдется клиент...” Гадания вечны. Они неподвластны ни старению, ни утере актуальности, ни забытию. С развитием компьютерных технологий они, безусловно, примут более простые для обывателя формы. Датчик случайных чисел заменит подбрасывание монеты, компьютерные программы - бумажные карты. Но, может и в этом что-то есть?

Литература:
1. Д. Е. Сафронов. Карманная энциклопедия гадания. - М.: ТОО “Дюна”, ТОО “Дельфин”, 1993 г.
2. Дж. Бейнс, С. Вронский. Судьба на ступенях золотого Таро. - М.: Издательство “Луч”, 1985 г.
3. С. А. Вронский. Астрология о браке и совместимости. - Кишинев: “LOGOS”, 1993г.
4. Шестопалов С.В. Кармическая астрология. - Санкт-Петербургская Астрологическая Академия, 1995 г.

 
Читай также: гадания спиритические
в начало
МІСТИКА, ЕЗОТЕРИКА, ПАРАНОРМАЛЬНІ ЯВИЩА
Головне МЕНЮ
ГОЛОВНЕ МЕНЮ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2006-2023
 
 
Системы гадания - таро, аркан, книга перемен, астрология