|
Племенные
общества часто считают, что имя человека обладает духовными качествами,
даже задает тип души. Многие эскимосские группы убеждены в существовании
так называемой "души имени". Эта душа является собственной
частью имени, так что, давая ребенку имя, ему дают и душу. Если
ребенок постоянно плачет, то считается, что ему дали неправильное
имя и что если найти правильное имя и назвать им ребенка, то он
успокоится. Иногда призывают шаманов, которые должны догадаться,
кто из предков настойчиво требует использовать свое имя.
Представление, будто ребенок, который непрерывно плачет, получил
неправильное имя, характерно и для многих других обществ Северной
и Южной Америки и Африки. Ребенка иногда специально заставляют плакать,
чтобы определить, кто из предков воплотился в тело новорожденного.
Младенца заставляют плакать (например, брызгая на него водой) и
при этом называют имена умерших родственников, и это продолжается
до тех пор, пока он не успокаивается. Представители восточно-африканской
народности нанди принуждают ребенка плакать, поднося к его носу
табак, в ожидании, что он чихнет, когда будет названо должное имя.
Это имя и дается ребенку, причем считается, что именно его малыш
и носил в предыдущей жизни.
Плач — не единственный метод, используемый для установления личности
ребенка в прошлой жизни. Очень часто одному из родителей снится
сон, который как бы предвещает, что в их ребенке вновь родится какой-то
определенный человек. Во многих обществах детей осматривают в поиске
родимых пятен или родовых дефектов, которые могут указать на то,
кем они были. Иногда на трупы наносят метки, которые должны позволить
проследить путь умершего в его будущей жизни. В Западной Африке
нанесение увечий детям, умерших в младенчестве, чрезвычайно распространено,
особенно если одна семья потеряла двух или более детей подряд. Верят,
что один и тот же ребенок возвращается снова и снова и каждый раз
умирает молодым специально, чтобы причинить страдания своим родителям.
Считается, что нанесение увечий телу одного из этих детей сделает
их духи непривлекательными для других духов. По этой причине духи
разрешат им и долго жить в следующем рождении.
Перевоплощение может быть облегчено или затруднено посредством метода
похорон. Детей часто хоронят под полом дома, полагая, что это облегчит
их душам возвращение к их матерям. Взрослых, чьи духи сильнее, а
тем самым и более опасны после смерти, чаще хоронят не в доме, а
на окраинах деревни. Некоторые африканские племена прибегают к другим
средствам управления процессом воплощения: людей, которые по той
или иной причине нежелательны, просто бросают в кусты. Таким образом
у них отбивают желание вернуться в эту общину или же препятствуют
их возвращению.
Человеческие существа могут рождаться вновь не только как человеческие
дети, но и как животные. По крайней мере, так считают во многих
обществах. Иногда встречается верование, что душа проходит ряд разных
животных форм, прежде чем прекратит свое существование. Однако верят
также, что по прохождении этого ряда или, возможно, единственной
животной жизни человек вновь рождается как человеческое существо.
Именно это верование скорее всего и было первоначальным. В анимистической
системе верований многие животные виды считаются имеющими души.
По мнению коренных обитателей Америки, животные позволяют людям
охотиться и убивать себя, поскольку это делается должным образом
и гуманно. Соблюдение охотником определенной процедуры гарантирует
перевоплощение духов животных и продолжение вида в следующем сезоне.
Из нескольких характерных особенностей, отличающих анимистические
представления о перевоплощении от соответствующих индуистских и
буддийских верований, самым важным является понятие кармы. Карма,
которая была названа "моральным законом причины и действия",
предполагает представление, согласно которому обстоятельства нынешней
жизни человека определены его поступками (хорошими и не очень хорошими)
в предыдущих жизнях. Что делает человек в этой жизни, сыграет известную
роль в определении его судьбы в будущих жизнях. Это представление,
неразрывно связанное для многих людей с их пониманием перевоплощения,
сложилось в ходе развития анимистических верований в известное индуистское
представление о перевоплощении. Понятие кармы отсутствует в анимистических
представлениях о перевоплощении.
Это весьма интересный момент, поскольку в научных исследованиях
перевоплощения, проведенных Яном Стевенсоном и другими учеными,
представление о карме не получило надлежащего подтверждения. Стевенсон
работал с детьми, которые утверждали, что они помнят прошлые жизни.
Во многих случаях Стевенсон не только рассматривал вербальные утверждения
детей, но и принимал во внимание многие из тех "признаков"
перевоплощения, которые признают племенные народы, - например, родимые
пятна и родовые дефекты, рассказы о снах и страхи, которые относятся
к травмам предыдущей жизни (таким, как смерть). Кроме того, антропологи
также сообщали о детях, которые утверждали, будто они помнят предыдущие
жизни, и эти случаи по своей форме чрезвычайно напоминают ситуации,
с которыми сталкивался Стевенсон. Таким образом, можно сказать,
что научное исследование подтверждает скорее анимистические представления,
нежели индуистские и буддийские.
Энциклопедия
привидений и духов
|
|