|
Согласно
Платону, душа приходит в человеческое тело из высшего и более священного
мира; рождение есть сон и забытье, поскольку душа, родившись в теле,
переходит из глубокого познания к низшему и забывает истину, которую
знала в преджизни. Смерть, напротив, является пробуждением и воспоминанием.
Платон замечает,
что душа, отделившаяся от тела, может думать и рассуждать более ясно,
чем раньше, и различать вещи гораздо яснее. Более того, после смерти
душа предстает перед судьей, который показывает человеку дела, как
хорошие, так и плохие и заставляет душу смотреть на них. В книге 10-й
"Республики" мы встречаемся с наиболее интересными фактами.
Здесь Платон рассказывает миф про Эра, греческого солдата. Эр сражался
в битве, в которой множество греков было убито, и когда соотечественники
пришли убрать трупы, тело Эра было среди трупов. Оно было положено
с другими на жертвенник для сожжения. Через некоторое время его тело
ожило и Эр описывает то, что он увидел во время своего путешествия
под землю. Эр сообщает, что когда его душа вышла из тела, он присоединился
к другим душам и что там были тропинки, ведущие от земли в царство
будущей жизни. Здесь Эр и другие души были остановлены и судимы какими-то
священными существами, которые могли сразу увидеть все, что душа совершила
за время своего земного существования. Эра, однако, не судили. Другие
души сказали ему, что он должен идти обратно к людям, чтобы сообщить
им, каков другой мир. Увидев многое, Эр был послан назад, он сказал,
что он не знает, как он вернулся в свое тело. Он просто проснулся
на погребальном костре.
Нужно помнить,
что Платон предупреждает, что точное описание деталей мира после
смерти является, в лучшем случае, вероятностью. Платон не сомневается
в том, что мы переживаем физическую смерть, но он настаевает на
том, что объяснить будущую жизнь нельзя, потому что мы ограничены
своим физическим опытом. Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние
могут запутать нас. Наши глаза могут воспринять огромный предмет
маленьким, если он расположен далеко, мы можем неправильно расслышать
то, что кто-нибудь скажет нам и т. д. В результате мы можем получить
неправильное представление о природе вещей. Наши души не могут видеть
реальность, пока они не освобождены от обманов и неточностей физических
чувств. Во-вторых, Платон считает, что человеческий язык не способен
прямо выразить подлинные реальности. Слово скорее скрывает, чем
раскрывает подлинную природу вещей. Это значит, что нет человеческих
слов, которые могли бы прямо обозначить действительность. Это можно
сделать только при помощи аналогии, в мифе и другими косвенными
способами. |
|