|
БИБЛИЯ
В нашем
обществе Библия наиболее читаемая и обсуждаемая книга, касающаяся
вопросов о духовной сущности человека и жизни после смерти. Но в
целом Библия очень мало говорит о событиях, наступающих после смерти
и о природе потустороннего мира. Это относится, главным образом,
к Ветхому Завету.
Согласно
мнению некоторых специалистов по Ветхому Завету, только два текста
во всем Ветхом Завете говорят о жизни после смерти. Исайя, 26, 19:
"Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте,
торжествуйте поверженные во прахе: ибо роса Твоя - роса растений,
и земля извергнет мертвецов". Деян, 12, 2: "И многие из
спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие
на вечное поругание и посрамление". Обратите внимание на то,
что в обоих текстах говорится о воскресении физического тела и физическая
смерть в обоих случаях сравнивается со сном. Из предыдущей главы
явствует, что очень мало людей пробовали описать со специфической
библейской точки зрения то, что случилось с ними после смерти. Надо
помнить, например, что один человек отождествлял темный проход,
через который он проходил в момент смерти, с библейской долиной
тени смертной. Двое упомянули слова Иисуса: "Я есть свет миру".
Видимо,
на основании этих слов они определили свет, который встретили, как
встречу с Иисусом. Один из них сказал мне: "Я никого не видел
в этом свете, но для меня этот свет был Христом, Его сознанием,
Его единством со всеми вещами, Его всеобьемлющей любовью. Я думаю,
что Иисус буквально говорил об этом, когда говорил, что Он свет
миру". Вдобавок я наткнулся на явные параллели, которых никто
из опрошенных еще не цитировал. Самая замечательная параллель имеется
в писаниях апостола Павла. Он преследовал христиан до своего знаменитого
видения и откровения по дороге в Дамаск.
Деян,
26, 13-26: "Среди дня на дороге я увидел, государь, с неба
свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со
мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший на еврейском
языке: Павел, Павел! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти против
рожна. Я сказал: "Кто Ты, Господи?" Он сказал: "Я
Иисус которого ты гонишь; но встань и стань на ноги твои, ибо я
для того и явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем
того, что ты видел и что Я открою тебе... Поэтому, царь Агриппа,
я не воспротивился небесному видению... Когда он так защищался,
Фест громким голосом сказал: "Безумствуешь ты, Павел! Большая
ученость доводит тебя до сумасшествия." "Нет, достопочтенный
Фест, - сказал он, - я не безумствую, но говорю слова истины и здравого
смысла".
Этот
эпизод напоминает некоторые встречи со Свеятщимся Существом людей,
прошедших через клиническую смерть. Во-первых, существо наделено
личностью, хотя физическая форма не видна, и голосом, который задает
вопросы и от которого исходят наставления. Когда Павел пробует рассказать
о своем видении, над ним смеются и издеваются, называя его безумцем.
Тем не менее видение изменило течение всей его жизни. Он с тех пор
стал ведущим проповедником христианства и вел жизнь, исполненную
любви к людям. Надо отметить и различия. Во время своего видения
Павел не был близок к смерти. Следует отметить, что Павел был настолько
ослеплен светом, что не мог видеть в течение трех дней. Это противоположно
нашим свидетельствам, согласно которым свет, встречавший умирающих,
хотя и был невероятно ярким, но ни в какой мере не ослеплял их и
не мешал им видеть то, что происходило вокруг.
В обсуждении
посмертной жизни апостол Павел отвечает, что за тело будут иметь
мертвые. 1. Кор. 15, 35-52: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут
мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь не
оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее,
а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог
дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при
воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется
в уничтожении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе;
сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное,
есть тело духовное. ... Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все
изменимся вдруг во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит
и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся..." Интересно
отметить короткое замечание Павла о природе духовного тела, которое
прекрасно согласуется с сообщениями тех, кто оказался вне своего
физического тела. Во всех случаях подчеркивается нематериальность
духовного тела, отсутствие физической субстанции. Павел, например,
говорит, что в то время, как физическое тело было искалеченным,
духовное тело было цело. Имеется и другой пример, в котором духовное
тело не обладало возрастом, то есть не было подвластно времени.
|
|