Обратимся сначала к Ветхому Завету. Согласно Лев 23:5 и Чис 28:16
еврейская Пасха должна праздноваться в 14-й день первого месяца
еврейского календаря, т.е. 14-го Нисана. При этом 15-го Нисана считается
"праздник опресноков Господу" (Лев 23:6).
Теперь
обратимся к еврейскому календарю и посмотрим, на какие дни недели
выпадало 14 нисана с 28 по 35 год нашей эры (я специально привожу
с запасом):
28
г. - понедельник;
29 г. - суббота;
30 г. - среда;
31 г. - понедельник;
32 г. - понедельник;
33 г. - пятница;
34 г. - понедельник.
35 г. - понедельник.
Далее,
согласно общепринятому мнению, Тайная Вечеря (и все дальнейшие события)
происходили в 30 г.
Наконец
отметим, что согласно свидетельству всех евангелистов (Мф 27:62,
Мк 15:42, Лк. 23:54-56, Ин 19:42) Господь был распят в пятницу.
А
теперь отметим, что из этого всего выходит.
1.
Имеем замечание Иоанна, что последующая суббота была "день
великий" (Ин 19:31). Это может была или сама Пасха или праздник
опресноков. Тогда это соответственно 29 или 33 г., но ни в коем
случае не 30-й…
2.
Согласно свидетельству других евангелистов Пасха и Тайная Вечеря
совпали (Мф 26:17, Мк 14:12, Лк 22:7-8). Тогда, если это был 30
г., выходит, что это была среда. А по преданию это четверг…
Правда,
тут нужно учесть, что (как принято считать) еврейский календарь
окончательно приобрел современный вид в конце лишь 15 столетий.
Но тут есть один нюанс: если IV века до нашей эры еврейский календарь
был просто лунным, то в последующие столетия он постепенно заменялся
лунно-солнечным, т.е. лунная составляющая в
нем сохранялась, а учет времен за счет дополнительного месяца. Таким
образом, если считать, что Тайная Вечере и дальнейшие события происходили
в апреле 30 г., то тогда 14-е Нисана за счет погрешности могло быть
в четверг или пятницу. Как утверждают астрономы, в 30 г. первое
весеннее полнолуние было в пятницу 7 апреля. Но полнолуние
– это уже средина месяца, т.е. не 14-й день месяца, а 15-й. |