|
В1863
году по возвращении в Россию Н. Н. Ге выставил картину
“Тайная вечеря”, потрясшую Россию, как когда-то потряс
её “Последний день Помпеи” К. П. Брюллова.
Ге
был художником-передвижником, его многогранный талант позволял творить
ему во всех жанрах русского искусства второй половины XIX века.
Но во всех его работах присутствует глубокий психологизм в трактовке
того или иного исторического события.
Так и в “Тайной вечере” Ге трактует традиционный религиозный сюжет
как полное трагизма столкновение мировоззрений – героя, обрекающего
себя на жертву ради общего блага, и его ученика, навсегда отказывающегося
от заветов учителя.
Ге помнил идейный разрыв А. И. Герцена в “Былом и думах” с Т. Н.
Грановским, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в
род, из века в век.
Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов,
горечь разочарования. Поза Христа, его скорбное лицо разительно
контрастирует с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью
их лиц. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру
Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом
обращены взоры апостолов. Фигура уходящего Иуды рисуется в картине
тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником
лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное,
можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя
идею: Иуда – собирательный образ - “без лица”.
В картине мне кажется странным силуэт Иуды, а точнее его поднятые
вверх локти.
Может, он закрывается от света, может, поднимая руки, Иуда пытается
скрыться от этой ситуации и уже хочет, чтобы ее не было - ему стыдно
и страшно.
А может, он просто запечатлен в момент накидывания на себя “плаща”
и через мгновение спокойно уйдет “вершить свое дело”.
Поднятые вверх локти напоминают женский силуэт, и, возможно, этот
силуэт призван напомнить нам Еву - первое Существо, искушенное дьяволом
и кардинально изменившее историю Человечества. В этом плане Ева
с Иудой очень похожи, они оба совершают “страшные поступки”, но
Ева повергает все Человечество в муки на Земле, а через предательство
Иуды все Человечество получает шанс на спасение и возвращение в
Рай.
Мне интересно знать, с каким из этих предположений согласны Вы.
Взволнованная широкая живописная манера, борьба тревожного света
светильников и льющегося из окна холодного лунного света, широкие
взметнувшиеся тени усиливают впечатление драматизма сцены, придают
ей романтический оттенок. Сейчас не просто понять очарование живописи
“Тайной вечери”. Ге использовал в своей картине не более 4-5 оттенков
красок: зелёной, жёлтой, оранжевой, коричневой, тёмно-красной. В
тенях нет чёрной краски. Художник выполнил первоначально скульптурный
эскиз, что позволило добиться большой пластической выразительности
формы. Он в отличие от ранних своих работ лепит форму с помощью
света, отказывается от локальной системы колорита. Написанию картины
предшествовала тщательная разработка темы в этюдах. Голову апостола
Иоанна Ге писал со своей жены, Петра – с самого себя. Христос у
Ге приобретает сходство с А. И. Герценом и имеет некоторые черты
с певцом Г. П. Кондратьевым. |
|