|
Фреска
"Тайная Вечеря" в монастыре Сан Сальви, Флоренция |
Андреа
Дель Сарто
(1486 - 1531)
флорентинский живописец,
один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения
Andrea
del Sarto - pseudonimo di Andrea Vannucchi
(Firenze, 16 luglio 1486 – Firenze, 21 gennaio 1530)
САРТО,
Андреа (Андрэ) Дель (Sarto, Andrea del)
(1486-1531)
итальянский художник флорентийской школы, родился во Флоренции
16 июля 1486
|
|
|
Среди
первых произведений художника - пять фресок, иллюстрирующих житие
святого Филиппа Беницци в дворике церкви Сантиссима Аннунциата во
Флоренции, написанные в 1509-1510. В этих фресках очевиден отход от
традиций живописи кватроченто, однако они почти не дают представления
о стиле Андреа дель Сарто, хотя и выполнены вполне профессионально.
После четырех лет работы, изучения рисунков Микеланджело и, вероятно,
росписей Рафаэля в Риме творческие возможности художника значительно
расширились; в фреске Рождество Богоматери (1514), написанной в клуатре
той же церкви, появляются широта трактовки и эмоциональная выразительность.
В 1517 Андреа дель Сарто женился на Лукреции дель Феде и в этом же
году написал свою знаменитую Мадонну с гарпиями (1517, Флоренция,
галерея Уффици). Моделью для картины, как и для многих других его
работ, возможно, послужила Лукреция. Французский король Франциск I,
стремившийся привлечь к своему двору известных итальянских художников,
в 1518 пригласил Андреа дель Сарто во Францию, поскольку тот считался
лучшим рисовальщиком во Флоренции. В Париже он написал картину Милосердие
(Лувр) и вскоре вернулся во Флоренцию. Здесь в 1519 Андреа дель Сарто
начал работу над фреской Тайная вечеря в монастыре Сан Сальви. В произведениях
последних десяти лет жизни художник достиг совершенного мастерства.
Среди них - Оплакивание (1524, Флоренция, галерея Питти); Мадонна
дель Сакко (1525, церковь Сантиссима Аннунциата), Житие Иоанна Крестителя
(1515-1526, Флоренция, монастырь Скальци), Алтарь Сарцана (1528, Берлин
- Далем, не сохранился), Алтарь Валломброза (1528, Флоренция, галерея
Уффици), Успение (1530, Флоренция, галерея Питти) и другие. Композиции
его произведений всегда имеют ясное построение и непринужденную уравновешенность.
Молодые святые обычно изображены в грациозных позах, наделены мягкостью
и безмятежным спокойствием. Андреа дель Сарто научился у Леонардо
да Винчи использованию сфумато, но его колорит совершенно оригинален.
Он обладает необычайной звучностью и, в некотором смысле, иррациональностью,
что привлекало таких художников, как Понтормо, и в дальнейшем было
развито в творчестве других представителей маньеризма. Умер Андреа
дель Сарто во Флоренции 22 января 1531. |
|
|