|
"Тайная
вечеря" Николая Ге
Сандомирский
С.М.
|
|
Приведу
слова искусствоведа Юр. Нехорошева. Они интересны в историческом
плане и тем, что допускают плодотворную полемику. «Газета «Санкт-Петербургские
ведомости» сообщила: «Тайная вечеря» поражает оригинальностью на
общем фоне сухих плодов академической выправки». Картину прямо с
вокзала привезли в академию. Профессора долго стояли в оцепенении,
а потом шумно поздравляли автора с успехом. Академический совет
решил тут же присвоить Ге звание профессора – в нарушение существующего
порядка. Но вскоре, разглядев картину повнимательнее, многие из
тех, кто с восторгом голосовал за нее, выразили иные мнения.
Здесь
необходимо вспомнить миф о Христе. В нем есть рассказ о последней
встрече Христа со своими учениками. Во время беседы он произнес
вещие слова: «Один из вас предаст меня». Откровение это каждый воспринял
по-разному. Много веков сотни художников изображали эту сцену, сочиняя
неожиданные композиции, а смысл вкладывали в них один – Иуда прежде
всего предатель. Не случайно его имя стало символом вероломства,
продажности».
Профессора пошли на попятную, когда узнали о реакции на картину
монарха. Потом, Леонардо да Винчи не увидел в Иуде предателя, а
его мнение уравновесит сотни других. |
|
|
Ге
Н.Н.
Тайная вечеря
1861 - 1863
283 х 382
Масло, холст
Государственный
Русский музей |
|
Послушаем
Нехорошева дальше.
«32-летний Ге по-своему прочитал древний миф. От учителя уходит любимый,
может быть, самый способный ученик. Гармония содружества нарушена.
Решительно воздев руки, Иуда без колебаний набрасывает на плечи одежду.
Он уверен в своей правоте, думает не о 30-ти сребрениках, но скорее
о борьбе. Он не может остаться, не покривив душой. Тревожно скачут
по стенам огромные тени, и время словно остановилось в пространстве
тесной, едва освещенной кельи… Отображая острейший конфликт, полотно
поневоле возвращало зрителей в бурную действительность 1860-х годов».
Иуда – любимый ученик? Это требует уточнения. Самый
способный? Откуда это известно? Но тут есть над чем подумать, поскольку
Иуда был казначеем у апостолов, а это была высокая должность. А
то, что Иуда думает «о борьбе», то это сильное суждение требует
самых весомых обоснований.
Смотрим на картину Ге – это могучее произведение.
Небольшая комната, высокий потолок, гладкие стены, каменные плиты
пола. Да, это Иерусалим. Кушетка, на ней полулежит Христос, горестно
поддерживая голову рукой, опирающуюся на стол. У него в ногах молодой
безбородый Иоанн, за спиной – бородатые апостолы. На углу стола
седой старик – апостол Петр, за ним несколько темных фигур. Теперь
смотрите, что делает художник.
Справа, за спиной Петра он ставит сильный светильник. Он освещает
ярким светом с головы до ног Петра, особенно его лицо, изображенное
в фас. Затем белую скатерть стола, руку и склоненную голову Христа,
взволнованные лица апостолов. Мы светильника не видим – его загораживает
черная фигура Иуды. Это высокий, стройный мужчина с бледным лицом,
бородатый. Лицом Иуда обращен к нам, и его фигура бросает тень,
нас покрывающая. Свет нравственности, правды, открытости, умеренности,
мудрости, доброты освещает стол – общую духовную трапезу апостолов.
Яркий свет падает на Петра – хранителя и стража рая, освещает Христа
и встревоженные лица апостолов, обращенные на Иуду. Они обеспокоены,
пришли в смятения от Иуды, загородившего нам раз и навсегда светильник
разума. Только Христос не выглядит встревоженным – он огорчается
тем, что так легко нас накрыла тень корысти.
|
|
|
|
|
Человек
получает приличную зарплату и имеет нормальные условия для жизни.
Он требует: еще! Деньги: 50 тысяч, 100, миллион! Мало, еще! Миллиард
– еще! Убить, ограбить нищего и пустить его по помойкам, убить соперника?
Нет проблем! Квартира 50 метров, 100, 300! Еще! Дом в Париже, дом
в Майами, дворец на Лазурном берегу! Мало, еще!! Еще убивать и еще
грабить. И уж, конечно, не Иуда виновен – он только символ, художественный
образ бесчеловечности в человеке.
В небольшой картине Николай Ге смог воплотить идею Леонардо о ненасытности
человеческой жадности и корысти. Если человека не заточить в рамки
закона, он тысячекратно перекроет в ненасытности, жестокости, варварстве
– любого варвара, в зверстве – любого зверя.
2002-2003 |
|
|
|
|
|