|
|
"Verily
I say unto you that one of you shall betray me..." |
|
|
|
|
|
На
вечери Господь определенно предрек ученикам, что один из них предаст
Его и это именно тот,
кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и, обмакнув,
подал Иуде Искариотскому.
По хлебе вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа
и Церкви Его.
Прекратив спор апостолов о первенстве и предсказав апостолам общее
искушение,
а Петру троекратное отречение от Христа и свое явление им по воскресении
в Галилее,
Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, - на гору Елеонскую. |
|
|
|
Тайная
вечеря
икона |
Тайная
вечеря
икона |
Тайная
Вечеря
икона - Средняя Русь,
первая половина XVI века
|
Тайная
Вечеря
Икона Древней Руси
~ 1497 |
Тайная
вечеря
икона
Симона Ушакова |
Тайная
вечеря. Омовение ног.
Моление о чаше.
Предательство Иуды
XV — XVI век
|
Тайная
вечеря
Фреска Собора
Зарваницкой Божьей Матери |
Тайная
вечеря
иконы Константина Иванова |
Тайная
вечеря
фреска Гирландайо
церковь Оньисанти, Флоренция |
Тайная
вечеря
Андреа дель Кастаньо
церковь Санта Аполлония, Флоренция |
|
|
Тайная вечеря
фреска Леонардо да Винчи
после реставрации |
Тайная
вечеря
копия
неизвестного автора |
Тайная
вечеря
копия
Марко де Оджионо |
|
|
|
Веками
Тайная Вечеря привлекала внимание христианских художников.
Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических
моментов либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия,
либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его
предаст. На раннехристианской мозаике VI века акцепт сделан
полностью на причастии - Иуда вообще не выделен, апостолы
спокойно, согласно римскому обычаю, полулежат за полукруглым
столом. Христос занимает почетное место слева. На испанском
алтарном фронтоне второй половин XIII века, несмотря на
живость индивидуальной трактовки апостолов, также сделан
акцент на причастии. Но уже на фреске художника школ:
Пьетро Лоренцетти, созданной до 1348 года, внимание сконцентрировано
на предательстве: Христос смотрит на Иуду, единственного
из всех апостолов лишенного нимба. Появляются дополняющие
картину, не связанные с сюжетом изображения слуг и животных. |
|
|
Тайная
Вечеря
Альбрехта Дюрера
1510 |
Тайная
Вечеря
Альбрехта Дюрера
1511 |
Тайная
Вечеря
Альбрехта Дюрера
1523 |
Тайная
Вечеря
Густава Доре |
Тайная
Вечеря
Каспара Луикена |
Тайная
Вечеря
Маттиаса Шейтса |
Тайная
Вечеря
Юлиуса фон Карольсфельда |
|
Тайная
Вечеря
Козимо Россели |
Тайная
Вечеря
Симона Вуэ |
Тайная
Вечеря
Андреа дель Сарто |
Эскиз
к Тайной Вечере
Андреа дель Сарто |
|
Тайная
Вечеря
Якопо Бассано |
Тайная
Вечеря
Анжелико-Фра |
Тайная Вечеря
Гобелен по рисунку
Бернарт ван Орлей |
Святое
Причастие
Эрколе де Роберти |
Тайная
Вечеря
Овнатана Овнатаняна |
Лобзание
Иуды
XV - начало XVI века |
Поцелуй
Иуды
Джотто Ди Бондоне |
|
Таинство
причастия
Дирка Баутса |
Тайная
вечеря
Зураба Церетели |
Тайная
вечеря
Николая Ге |
|
|
Тайная
вечеря
Марии Мицкевичюс |
|
Тайная
вечеря
Наталии Царьковой |
Тайная вечеря
Николая Копейкина |
|
|
|
|
|
|
|
Тайная
Вечеря
После
омовения ног Иисус Христос открыл ученикам, что один из них предаст
Его. Апостолы в испуге стали посматривать друг на друга, и каждый
спрашивал Спасителя: «Не я ли, Господи?..» Иуда также сказал: «Учитель,
не я ли?» Иисус Христос тихо и кротко ответил ему: «Ты!» Иоанну,
который сидел рядом с Христом, произнес: «Тот, кому Я, обмакнув
кусок хлеба, подам» И отдал его Иуде Искариоту, проговорив: «Что
делаешь, делай скорее». Никто не понял этих слов Спасителя. И вот
Иуда, у которого был ящик с деньгами, взял из рук Христа хлеб и
вышел вон из комнаты.
В последние часы Своей жизни земной, во время Тайной
вечери, беседуя с апостолами, Спаситель установил Таинство Евхаристии,
или Причащения,— важнейшее в Церкви. Благословив приготовленный
хлеб, Христос преломил его и раздал ученикам со словами: «Примите,
ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в воспоминание
обо Мне». А по окончании вечери взял чашу «от плода лозного» (с
виноградным вином) и подал ее ученикам: «Пейте из нее все, ибо сие
есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление
грехов». Так, под видом хлеба и вина, и стала принимать Церковь
Тело и Кровь Своего Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи
всего человечества. Таинство Евхаристии ежедневно совершается за
богослужением, называемым литургией (обедней).
На Тайной вечере Спаситель открыл Своим ученикам,
что Он скоро оставит их, будет взят и распят, а они разбегутся от
страха. На это апостол Петр сказал: «Господи!.. Я душу мою положу
за Тебя!». Христос ответил: «Не пропоет петух, как отречешься от
Меня трижды». Еще продолжалась Тайная вечеря, а Иуда уже побежал
предавать своего Учителя. Иисус с апостолами вышли из горницы и,
воспев псалмы, направились на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.
В глубине сада Иисус, отойдя от учеников, стал молиться: «Отец Мой,
если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет так,
как хочешь Ты».
|
|
|
Вернувшись к ученикам, Он застал их спящими. «Встаньте, приблизился
предающий Меня»,— сказал им Иисус. В сад входил Иуда с целой толпой
вооруженных людей, заранее предупредив воинов, что арестовать надо
того, кого он поцелует. Иисуса схватили и повели на судилище. Римский
наместник Понтий Пилат, к которому привели Иисуса, не хотел предавать
Его смерти: «Не нахожу Его виновным»,— отвечал он иудеям. Но те все
же настояли на казни. Пилат демонстративно умыл перед народом руки
в знак того, что он не хочет брать на себя грех осудить невиновного,
а иудеи громко кричали: «Распни Его, пусть кровь Его будет на нас
и на детях наших!»
Спаси и сохрани: Альбом/Авт.-сост. Баранова
Г.К., Спирина.Л.М.- М.:Панорама, 1993 |
|
|
|
|
Великий
четверг, Страстной четверг, Чистый четверг
— четверг Страстной недели (Великой седмицы),
в который вспоминается Тайная Вечеря и установление Иисусом Христом
таинства Евхаристии (Святого Причастия).
У
православных в Великий четверг совершается литургия
Василия Великого. На всенощной великого Пятка, которая совершается
в страстной четверг вечером, бывает утреня с чтением 12 Евангелий
Святых Страстей Иисуса Христа. Во время этой службы верующие стоят
с зажженными свечами, которые потом несут домой. По старому обычаю,
делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. В
благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь
в лампадах до Пасхи. В кафедральных соборах совершается обряд «Умовение
ног», а при митрополичьей московской кафедре в этот день варится
святое миро.Многие православные верующие в этот день приступают
к Причастию, поскольку в Великую Пятницу литургия не служится, и
литургия в Великий четверг — последняя перед Пасхой. В этот день
принято мыть и украшать жилище, купаться (отсюда «чистый четверг»).
В
Католической Церкви Великий четверг — первый день
Пасхального триденствия. Утром в кафедральных соборах служится месса
освящения мира, которую обязательно совершает епископ. Священники
во время этой мессы обновляют обеты, принесённые ими при рукоположении.Вечером
служится месса воспоминания Тайной Вечери, во время которой священники
проводят обряд омовения ног прихожанам. Во время этой мессы после
гимна «Слава в вышних Богу» смолкают орган и колокола, которые не
используются до самой Пасхи. По окончании мессы Святые Дары переносятся
с главного алтаря в боковой, так называемую «темницу», что символизирует
арест и заключение под стражу Христа. Во время переноса поётся литургический
гимн Pange lingua. |
|
|
|
|
Главное
меню Энциклопедии |
|
|
|
| |
Copyright
© 2004 ABC-people.com
Design and conception BeStudio © 2004-2016 |
|
|