|
Самое
подробное описание Тайной Вечери находим мы у Иоанна (Ин 13:1 —
17:26).
Синоптики описывают это событие довольно кратко (Мф 26:20-35; Мк
14:17-31; Лк 22:14-38), и описания их весьма схожи. Главное место
в них занимает тот момент, который и сделал обычный пасхальный седер
первой Евхаристией, то есть момент благословения Иисусом хлеба и
вина с добавлением Им молитвы, получившей впоследствии в церковной
практике название «установительной» (Мф 26:26-28; Мк 14:22-24; Лк
22:19-20). Впрочем, вопрос о пасхальном седере оказывается не столь
простым. Из слов Евангелистов следует, что это был именно пасхальный
седер, совершённый, по-видимому, в доме одного из тайных последователей
Иисуса (Мф 26:17-19; Мк 14:12-16; Лк 22:7-13). Нельзя, однако, не
заметить, что Иисус совершает его на день раньше положенного по
закону Моисееву срока. Исследователи Евангелия выдвинули немало
остроумных объяснений этому факту; не исключено, однако, что Тайная
Вечеря изначально не была задумана Спасителем как пасхальный седер
в традиционном смысле. Это станет понятнее, если вспомнить, что
Иисус говорит чаще всего языком древних пророков, а для пророческого
языка всегда было характерно своеобразное «пророчество действием»,
т.е. особого рода символические акты, обозначавшие собою известные
духовные события или явления (достаточно вспомнить, напр., пояс
Иеремии, см. Иер 13:1-14, или символические сборы в дорогу Иезекииля,
см. Иез 12:1-16).
Возможно, что Иисус также совершил не обычный, а символический пасхальный
седер, имея в виду, разумеется, то новое духовное наполнение, которое
и превратило это седер в Евхаристию. В таком случае речь должна
идти уже о новом Песахе, лежащем в основании Нового Завета. Впрочем,
ученики, вероятнее всего, спрашивали Иисуса о традиционном пасхальном
седере, но он вполне мог ответить им на их вопрос совсем не в том
смысле, в каком вопрос этот был задан, как это случалось и прежде
(достаточно вспомнить, напр., беседу с самарянкой у колодца, см.
Ин 4:6-26). Не исключено, однако, что Иисус просто хотел отпраздновать
Песах со своими учениками прежде Своего крестного страдания, не
имея в виду никакого символизма, как Он Сам говорит об этом в Лк
22:15. Омовение ног, о котором подробно говорит Иоанн (Ин 13:1-20),
могло произойти лишь до начала праздничной трапезы; причиной же
этого столь наглядного урока смирения, возможно, послужили вновь
появившиеся в общине споры о первенстве, упомянутые Лукой (Лк 22:24-27).
Особо
отмечают синоптики два пророчества Иисуса: о предательстве Иуды
(Мф. 26:21-25; Мк. 14:18-21; Лк 22:21-23) и об отречении Петра (Мф
26:33-35; Мк 14:29-31; Лк 22:31-34). У Иоанна оба эти пророчества
органично вплетены в ткань последней беседы Иисуса со Своими учениками,
причём пророчество об Иуде и уход последнего относится ко времени,
когда причащение уже произошло (Ин 13:21-30), а предсказание об
отречении Петра звучит в контексте ответа на вопрос Апостола (Ин
13:36-38). Не исключено, что расхождение между свидетельствами синоптиков
и Иоанна связано с фактом присутствия на Тайной Вечере, помимо Иоанна,
одного лишь Матфея (из четырех евангелистов в числе Апостолов были,
как известно, только эти двое). Возможно, что и Марк, и Лука воспользовались
свидетельством Матфея, который сосредоточил внимание на самом главном
моменте Тайной Вечери, а также на двух явно для всех сбывшихся пророчествах,
как очевидном свидетельстве истинности слов Иисуса (пророчество
о разрушении Иерусалима во время написания синоптических Евангелий
ещё не сбылось).
Акцент,
сделанный синоптиками на молитву благословения Иисуса, вполне понятен:
ведь именно здесь исполнились смысла Его слова о Плоти и Крови,
которые Он даст есть тем, кто захочет войти с Ним в Его Царство
(Ин 6:51-58). Произошло то, без чего свидетельство Иисуса как Богочеловека
не было бы полным: к Своим чудесам Он добавил последнее, самое главное,
раскрыв ищущим Его ту Божию полноту, которую нёс в Себе с момента
Своего рождения в мире людей. Разумеется, это не та непреображённая
телесность, какой казалась Его Плоть тем, чьи духовные очи были
закрыты. Говоря о Своей Плоти и Своей Крови, Иисус имеет в виду
ту полноту преображённой человечности, которая будет явлена миру
после Воскресения и которая уже открылась трём избранным Апостолам
в день Преображения. |
|