|
Отцы
церкви сформулировали несколько концепций Евхаристии, указав на
важность повторения обряда для укрепления веры. Существовавшая в
ранней церкви неясность в вопросе таинства Причащения официально
была устранена IV Латеранским собором 1215 года, установившим догмат
пресуществления, то есть изменения субстанции в Евхаристии и сделавшим
его обязательным. Это учение предписывает считать, что хлеб и вино
превращаются в тело и кровь Христа.
Однако
евхаристические споры продолжали оставаться одной из самых острых
проблем в христианской теологии. Они явились предметом религиозно-философской
борьбы на Западе в IX-XV веках и приняли особо бурные формы в эпоху
Реформации и Контрреформации. В римско-католической церкви обычай
причащаться хлебом и вином с XIII века стал привилегией клира: миряне,
по решению Констанцского собора и догмату Тридентского собора, стали
причащаться лишь хлебом. Тридентский собор (сессии 1541-1551 и 1562
годов) вырабатывал католическое учение о Евхаристии в полемике с
протестантами. Протестанты, признавая реальное присутствие Христа
в хлебе и вине, отвергают в отличие от католиков особую превращающую
способность священнического служения (Лютер отрицал идею пресуществления).
В то время как католики и православные утверждают, что жертва в
Евхаристии каждый раз совершается священником, получившим дар совершения
таинства в силу своего посвящения в сан, протестанты не признают
священного характера литургии, полагая, что Христос принес свое
тело в жертву на кресте лишь однажды, раз и навсегда, и потому Евхаристия
воспринимается ими как символическое действие, а не как таинство.
Особой формой Евхаристии является хлебопреломление, символизирующее
духовное единство верующих. Основанием обряда является ряд новозаветных
текстов. Этот обряд также служит "воспоминанием" страданий
Иисуса Христа: "хлеб ломимый" есть символ тела Господня,
избитого, израненного и обезображенного за грехи людей, а вино -
это символ крови господней, излившейся также за эти грехи.
Литургическая
Тайная вечеря изображалась либо как благословение чаши с вином и
хлеба, совершаемое Христом за столом в присутствии учеников (такую
трактовку сюжета мы видим у Серра, Боутса, Рубенса), либо в виде
установления таинства Причащения, когда Христос дает вкусить хлеб
Причастия ученикам, как на картине Иоса ван Вассенхове. Неясность
в вопросе, присутствовал ли при этом Иуда, является причиной встречающейся
у художников двоякой интерпретации этого эпизода. Так, Дирк Боутс
и Петер Пауль Рубенс помещают Иуду среди свидетелей учреждения таинства
Причащения, тогда как Иос ван Вассенхове дает изображение только
одиннадцати преклонивших перед Христом колени учеников, сближая
пасхальный стол с алтарем и помещая всю сцену в интерьер храма.
В
XI-XIII веках Христа изображали за престолом; правой рукой он подает
хлеб, левой - чашу; над его головой парит голубь Святого Духа. Такие
изображения доказывают, что на Западе даже в XIII веке причащение
и хлебом, и вином было обычным. В памятниках XV века, когда на Западе
уже установилась новая практика причащения, таких изображений нет:
на столе лежат облатки (гостии); у Христа в руке чаша, но она не
передается апостолам; а иногда Христос причащает одними облатками
стоящих на коленях апостолов (так у Иоса ван Вассенхове).
В
ряде произведений художников интерпретируют типологические аспекты
Тайной вечери. В таких случаях вечеря Христа сопоставляется с ветхозаветной
манною и Мелхиседеком, встречающим Авраама, - это традиционная аналогия.
Дирк Боутс идет дальше и на своем алтаре на двух боковых створках.
Прикрывающих центральный образ - Тайную вечерю. Дает четыре ветхозаветных
эпизода: встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт.14); Пасхальная (ветхозаветная)
трапеза (Исх.12); сбор манны (Исх.16); Ангел, приносящий еду Илие
в пустыне (3 Цар.19). В Библии бедных в связи с тайной вечерей также
проводятся иллюстрации эпизодов сбора манны и встречи Авраама с
Мелхиседеком; кроме того, по обычаю, принятому в этом памятнике
печатного искусства, здесь помещены фигуры Давида: "хлеб ангельский
ел человек" (Пс. 77:25). Исаии: "Послушайте Меня внимательно
и вкушайте благо" (Ис.55:2), Соломона: "Идите, ешьте хлеб
мой и пейте вино" (Притч. 9:5) и Сираха: "Послал им, нетрудящимся,
с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого"
(Соломон: Прем. 16:20). |
|