Когда же настал вечер. Он возлег с двенадцатью
учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один
из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему,
каждый из них: не я ли. Господи? Он же сказал в ответ: опустивший
со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий
идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий
предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда,
предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая
ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу
и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть
Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного
до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
(Мф. 26:20-29)
Три важнейших события произошли на Тайной вечере,
последней трапезе Иисуса Христа с учениками: предсказание Христом
предательства Иуды, установление обряда причащения и омовение им
ног учеников. События эти сопровождались определенными действиями
участников вечери - действиями, реконструировать ход которых можно,
сопоставив рассказы всех четырех евангелистов. Как главные моменты
этой вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили
свою интерпретацию. Если отделить в этом перечне сюжет Омовение
ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского
рассказа - предсказание предательства и установление Евхаристии
- образуют два основных типа изображений Тайной вечери, которые
принято именовать соответственно историческим и литургическим (или
символическим). Принимая такое деление, рассмотрим эти два типа
изображений, поскольку в разные эпохи господствовал то один, то
другой из них.
Итак, историческая Тайная вечеря акцентирует момент предсказания
предательства Иуды, литургическая Тайная вечеря - сакраментальный
характер установления Евхаристии.