|
В
1955 году Дали создает одну из самых знаменитых своих работ — "Тайную
вечерю" (впоследствии переданную Честером Дейлом в Вашингтонскую
национальную галерею). Это большое полотно — подлинный шедевр живописи.
Геометрический рационализм свидетельствует о неодолимой вере в сакральную
силу числа, спасительную совершенную форму, которая для художника
олицетворяла духовную гармонию, нравственную чистоту и величие. Предстающая
взору зрителя сцена блестяще срежиссирована автором. Несмотря на визуальную
сдержанность серебристо-серой и золотисто-охровой цветовой гаммы,
из-за необычного сочетания жесткости композиционной структуры с постепенно
распространяющимся по холсту неземным свечением "Тайная вечеря"
обладает магнетическим, завораживающим действием, особой эпической
выразительностью. Здесь присутствуют и определенная космичность мировосприятия
художника. |
|
|
|
Дали
пользуется — возможно, и неосознанно — герменевтическими методами
понимания и толкования библейского текста. При этом он стремится к
множественности ассоциаций и интерпретации, которая, по словам Ф.Ницше,
есть признак силы, нежелание избавить мир от его волнующей и загадочной
природы. Очевидно, поэтому образная драматургия и содержательный контекст
картины могут ощущаться и восприниматься по-разному. Представляется
интересной трактовка этого произведения Завадской, которая писала:
"В нем воплощено филосовско-религиозное и эстетическое кредо
Дали. Здесь воздух и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда,
и сомнение. В центре большого горизонтального полотна (167х288) изображен
Христос в трех ипостасях — как сын, сошедший на Землю, он сидит за
столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не
сидит за столом, а погружен по пояс в воду — то есть крестится водой,
или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над
ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции "Вознесение"
— возвращение к Богу Отцу. Апостолы изображены низко склонившими головы
на стол — они словно поклоняются Христу (или спят!) — в этом случае
есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать,
пока он молит Бога: "Чашу мимо пронеси". К этому необходимо
лишь присовокупить идеи, высказанные академиком Б.Раушенбахом в статье
"О логике триединости": "...непостижимой является вовсе
не логическая структура Троицы (она вполне разумна), а кардинальное
качество Троицы, жизнь Бога в Самом Себе". |
|
|