ТАЙНАЯ
ВЕЧЕРЯ на картинах художников |
|
||||||
"Тайная
вечеря" Зураба Церетели на Пречистинке, 19 |
||||||
За фасадом "дома Долгоруковых", дворца с шестиколонным портиком, открылся 6 марта Музей Российской академии художеств. В комнате, где родился правивший Москвой четверть века генерал-губернатор Владимир Долгоруков, до 1917 года была домовая церковь Покрова Богородицы. Ее закрыли и опустошили в пятую годовщину Октября, как все другие в городе. Спустя восемьдесят лет храм возрожден и украшен Зурабом Церетели. Среди историй Нового Завета Тайная вечеря считалась художниками сюжетом высшей категории трудности. Не каждому дано представить достоверно двенадцать апостолов, пораженных неожиданной вестью Христа: "Один из вас предаст меня!" Картину на эту тему заказал Леонардо да Винчи герцог. С тех пор пятьсот с лишним лет каждый приезжий спешит в Милане в трапезную церкви Санта-Мария делле Грацие - Святой Марии Милостивой, чтобы увидеть шедевр титана Возрождения. Прежде чем создать фреску, Леонардо много дней, как алхимик, колдовал в лаборатории, чтобы придать нужный цвет и устойчивость темперным краскам... Никто - ни
президент, ни патриарх - не заказывал "Тайную вечерю" Зурабу
Церетели. На сюжеты Библии он создал 64 композиции. Крест носит с детских
лет, до принятия в пионеры. "Что у меня в душе, то и на картинах".
Они создавались годами. Сначала возникал рисунок на бумаге, затем графика
претворялась в бронзе и эмалях.
Захотелось
это Зурабу Церетели, решившему с друзьями-химиками возродить забытое искусство
предков. В итоге у него на руках оказались авторские свидетельства и эмали,
каких ни у кого не было за всю историю цивилизации. В палитре оказалось
не семь цветов радуги, как прежде, а на порядок больше! Это во-первых.
Во-вторых, из средства производства миниатюр, небольших произведений,
художник превратил перегородчатую эмаль в способ создания настенных
панно, больших ярких и колоритных картин любого размера. Церетели
выбрал для "Тайной вечери" эпизод, который в Евангелии от Матфея
описывается так: "Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью
учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас
предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из
них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в
блюдо, этот предаст Меня". Мы видим, как через стол тянется к чаше
рука апостола Иуды, выдавшая в нем предателя. Иссиня-синее небо в звездах
распростерлось над Христом и учениками, представленными, как сказал мне
академик Дмитрий Швидковский, в современной православной традиции. С учетом
помянутых возможностей современной эмали, открытых автором, добавлю от
себя: поражает палитра красок, яркая расцветка одеяний, размеры панно. Между "Тайными
вечерями" парят пять сияющих светом луковиц под крестами. Одна в
центре, четыре - по сторонам, как купола православного храма. У этой хрустальной
люстры-паникадила застыл пораженный Юрий Лужков, когда побывал в часовне
и в залах, заполненных статуями и картинами, до их открытия. Так будет
потрясен каждый, кто войдет сюда, в “дом Долгоруковых”, бывший Александро-Мариинский
институт имени кавалерственной дамы Чертовой, бывшую канцелярию советской
военной цензуры. Отныне здесь классный музей, первый, открывшийся в Москве
XXI века. |
||||||
Copyright
© 2004 abc-people.com Design and conception BeStudio © 2004 |