|
|
|
К
середине XV века искусство Италии в своем развитии достигает высокого
уровня.
После работ Мозаччо в 20-х годах этого столетия складывается новое
понимание передачи пространства и связи фигур с окружающей средой.
Особенно большую роль играет в это время искусство Флоренции.
Среди передовых флорентийских живописцев, достигших зрелости к середине
столетия, центральное место принадлежит фра Филиппо Липпи. |
ЛИППИ
(Lippi) Филиппо
итальянский художник
Родился: 1406 г., Флоренция
Умер: 1469 г., Сполето |
|
Филиппо
Липпи родился во Флоренции ок. 1406. В 1421 принял
монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431.
Первая работа мастера – фрески в церкви Сан Антонио в Падуе (1434)
– не сохранилась. Наиболее ранним из дошедших до нас произведений
Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии, написанная в 1437 (Рим,
палаццо Барберини). Спустя год он все еще продолжал работать над
начатым в 1437 Алтарем Барбадори для церкви Санто Спирито, который
в настоящее время находится в Лувре. В 1442 Филиппо стал священником
в Сан Кирико близ Флоренции.
К 1447
он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици)
для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо.
Когда он начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452–1464),
его тондо Мадонна (Флоренция, галерея Питти) еще не было закончено.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место
в Сан Кирико. Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь
в Прато, он бежал с одной из монахинь – Лукрецией Бути, которая
родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже,
после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались.
Несмотря
на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства
Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой
жизни. В 1457 он выполнил алтарный образ Св. Михаил, который Джованни
Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю. В 1466 ему
поручили украсить фресками апсиду собора в Сполето, эта работа была
завершена уже после смерти мастера его помощником фра Диаманте.
Испытав в начальный период своего творчества сильное влияние Мазаччо,
фра Филиппо стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма.
Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог
создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо) и Богоматерь в
берлинском Поклонении младенцу Христу.
Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.
|
|
Фра
Филиппо Липпи
«Поклонение младенцу»
Конец 1450-х — начало 1460-х гг.
Картинная галерея. Берлин-Далем
Fra
Filippo Lippi
"The Adoration, with the Infant Baptist and St. Bernard"
c.1459
Tempera on panel
Gemaldegalerie, Berlin, Germany
|
|
|
Фра
Филиппе Липпи (около 1406, Флоренция, — 9.10.1469,
Сполето, Перуджа) был монахом-кармелитом (1421—56). Сложился под
влиянием Мазаччо, Мазолино, Лоренцо Монако и Фра Беато Анджелико.
Фра Филиппе Липпи смягчал пластическую трехмерность форм сложными,
но гармонически-плавными мотивами движения и светотеневой насыщенностью
колорита («Реформа кармелитского ордена», 1432, фреска в Санта-Мария
дель Кармине, Флоренция; «Коронование богоматери», 1441—47, Галерея
Уффици, Флоренция), во фресковые циклы, проникнутые тонким линеарным
ритмом, вводил многочисленные портреты современников (росписи хора
собора в Прато на темы из жизни св. Стефана и Иоанна Крестителя,
1452—64). Просветлённой задушевностью отличаются его небольшие религиозные
композиции («Поклонение младенцу», конец 1450-х — начало 1460-х
гг., Картинная галерея, Берлин-Далем; «Мадонна с младенцем и двумя
ангелами»).
***
В
Эрмитаже хранится картина Филиппо Липпи "Видение
блаженного Августина". Сюжет ее заимствован
из старой легенды и рассказывает о том, как святому Августину в
видении явился Христос в виде мальчика, который переливал воды моря
в ямку, выкопанную на берегу.
Фра
Филиппо Липпи
«Видение блаженного Августина»
прибл. 1450-1460 гг.
Темпера на деревянной панели
Fra
Filippo Lippi
Vision of St. Augustine
1450s -1460s
Tempera on panel.
The Hermitage, St. Petersburg, Russia
|
Невозможность
вместить море в эту ямку означало здесь бессилие человека, пытающегося
проникнуть в тайны религии. Несмотря на то, что сюжет картины проникнут
духом уходящей эпохи, фра Филиппо и здесь проявил себя как человек
нового времени. Это особенно чувствуется в пейзаже, который для
тех лет представлял собой новую область живописи. Перед зрителем
развертывается уходящая вдаль панорама холмов, чувствуется их объем
и рельеф, переданный контрастами тени и света. Использование светотени
и перспективы в живописи принадлежит к числу важнейших завоеваний
искусства Возрождения.
|
|
|
|
|
|
ЛИППИ
(Lippi) Филиппино
итальянский художник
Родился: 1457 г.
Умер: 1504 г., Флоренция |
|
Филиппино Липпи родился
в 1457 году.
Филиппино сопровождал своего отца (Филиппо Липпи) в Сполето в 1467.
Вернувшись во Флоренцию в 1470, он стал учеником Боттичелли. Его
знаменитая картина Видение св. Бернарда в Бадиа во Флоренции была
создана между 1481 и 1488. Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески
Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции;
в 1486 написал Мадонну для городской коммуны Флоренции (Уффици).
С 1487
по 1502 работал над украшением капеллы Строцци во флорентийской
церкви Санта Мария Новелла, а в 1488–1493 украсил фресками капеллу
Караффа в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме. В 1496 Филиппино
написал алтарный образ Поклонение волхвов для флорентийского монастыря
Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици).
Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с
богатым воображением. Его лучшие произведения отличаются безмятежным
спокойствием и совершенной красотой образов.
Умер художник во Флоренции в 1504. |
|
|
|
|
|
Филиппино Липпи (около 1457,
Прато, Тоскана, — 18.4.1504, Флоренция), сын Фра Филиппо Липпи,
учился у отца, затем у Боттичелли, влиянием которого проникнуты
ранние лирически-одухотворенные произведения Филиппино («Сцены из
жизни Лукреции», около 1475—80, Галерея Питти, Флоренция). В 1481—83
он дописывал в капелле Бранкаччи (церковь Санта-Мария дель Кармине,
Флоренция) фрески, не законченные Мазаччо.
В
зрелом творчестве испытал влияния Леонардо да Винчи и нидерландской
живописи. В его фресках и станковых композициях (росписи капеллы
Караффа, около 1488—93, церковь Санта-Мария сопра Минерва, Рим;
росписи капеллы Строцци, 1487—1502, церковь Санта-Мария Новелла,
Флоренция) постепенно усиливаются черты беспокойства и манерной
напряжённости. Особую изысканность его произведениям придаёт изобилие
архитектурно-декоративных мотивов, навеянных искусством античности.
Филиппино был также замечательным рисовальщиком. |
|
|
|
|
ПЬЕРО
ди КОЗИМО
(Piero di Cosimo, Piero di Lorenzo)
итальянский художник
Родился: 1462 г.
Умер: 1521 г. |
|
Пьеро ди Козимо (1462–1521),
флорентийский живописец.
Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому
Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал
своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в
1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи
стен Сикстинской капеллы.
К 1486
Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ
от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из
комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены
охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей
Ашмола), созданные в 1490–1500-е годы, являются аллегорическими
изображениями древней истории человечества, перехода от каменного
века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству
и созидательному труду. Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях,
обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как
работы Синьорелли и Поллайоло.
При
создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог
соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось
достичь такого же изящества линий. В картине Венера и Марс (1490-е
годы, Берлин – Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному
произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному
и одухотворенному.
Примерно с 1500, когда Леонардо
да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия,
стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах
последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые
контуры). Он перешел от смешанной техники – темперой и маслом –
к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно
из самых знаменитых своих произведений – Портрет Симонетты Веспуччи
(ок. 1490, Шантийи, музей Конде).
Наибольшую
известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества
– Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее
настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят
формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали
оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних
картин – Персей и Андромеда (ок. 1515–1520, Флоренция, галерея Уффици). |
|
Энциклопедия «Мир вокруг нас».
Дополненное и исправленное издание в переводе на русский язык «Энциклопедии
Кольера»
(«Collier's Encyclopedia»). США в 1952–1998 гг. |
|
|
|
|
|