|
Все
это нынешний человек слушает и даже нередко соглашается… ровным
счетом до тех пор, пока не попробует применить услышанное к собственной
жизни. И вот тут-то оказывается, что его сердце категорически
не желает следовать указаниям рассудка; хваленая "сила
воли" демонстрирует поразительное бессилие; мало того, сердце
переходит в яростную контратаку, тесня разум и вынуждая его изобретать
всевозможные оправдания, которые позволили бы не делать того, чему
религия учит и что от нас требует.
Ибо
нам только кажется, что мы живем сами собой, мыслим сами, желаем
сами и вообще никому не подвластны. В действительности человек подобен
сосуду – или, точнее, антенне, принимающей внешние наития. Если
наш телевизор станет утверждать, что все дядьки и тетки, которых
он показывает, находятся внутри него, мы ведь ему не поверим! Отчего
же тогда мы намертво убеждены, что сами способны генерировать "собственные"
мысли и желания? В наши паруса дует внешний ветер и приводит корабль
в движение; и мы бессознательно подтверждаем эту истину выражениями
"мне пришла мысль", "вдруг захотелось" и т.п.
Ибо телевизор не может знать, какого дядьку ему придется показывать
через мгновение, а мы равным образом не ведаем, какая мысль залетит
нам в голову или чего вдруг захочет наша душа.
Однако
внешние наития, при всей их кажущейся беспорядочности, в действительности
истекают из двух источников: одни, исходя от Господа, достигают
нас путем Небес, другие, словно вонючий пар, курятся из преисподней.
Первые понуждают наше сердце действовать согласно Законам Божественного
Порядка и ведут к спасению; вторые понуждают наше сердце действовать
вопреки Законам Божественного Порядка и ведут к проклятию.
Теперь
возвращаемся к самому началу статьи: мы охотно принимаем те вещи,
которые нам по сердцу, и отвергаем все, что порождает сердечное
неудовольствие. Стало быть, если человек в сердце своем добр, то
охотно примет небесное наитие, но отвернется от адского. И обратно,
злое сердце, словно губка, напитывается восходящим из ада злом,
от небесных же наитий убегает. А отсюда прямо следует, что злой
человек по собственной воле к добру не пойдет, потому что
добро совершенно противоположно его истинным устремлениям и, так
сказать, убивает их – а следовательно, убивает и все удовольствие
его жизни. В самом деле, если человек находит главную сладость в
блуде, а религия запрещает блудить, - этот запрет попадает ему в
самую болевую точку. Ибо чем некоторое занятие для нас слаще, тем
запрет оказывается больнее.
Из
уже сказанного достаточно ясно, что современный человек практически
не способен обращаться к религии тем внутренним, сердечным путем,
который был характерен для подвижников прошлого. И если он все же
обращается к ней, то обычно по мотивам, так сказать, земного происхождения.
Одни, житейским опытом убедившись в существовании могучих "потусторонних"
сил (которые "подстраивают" удачи и невезения), хотят
понять действие этих механизмов, чтобы использовать их для достижения
земных целей. Другие, жестоко страдая от общего недоброжелательства,
ищут в Церкви человеческого понимания и сочувствия. Третьи мечтают
избежать постылого одиночества. Четвертые находят в религии психологический
"футляр", где они могли бы укрыться от невзгод реальной
жизни (другие по той же причине собирают коллекции марок или ожесточенно
возделывают грядки в саду). Пятых религия привлекает эстетически:
там красиво поют, там в полумраке восхитительно колышется пламя
свечей. Шестые мрачно решились сделать себе земную карьеру на религиозном
поприще. Седьмые, выучив наизусть много священных текстов, желают
проповедовать во славу свою, испытывая уважение и преклонение со
стороны "учеников".
При
внимательном взгляде вы легко насчитаете еще дюжину типов; беда
же в том, что все они под религиозными знаменами шествуют
к достижению земных целей, хотя чаще всего и сами не сознают
этого. И дело не в том, насколько простительны или постыдны эти
цели; важно, что они – земные, а не небесные, т.е. имеют в виду
нынешнее, временное, а не вечное; и потому они де-факто к религии
не относятся. Один мыслитель XIX века метко назвал этих людей "язычниками
внутри Православия". Огромные массы нецерковных в душе людей,
по различным земным причинам вступившие под своды церкви, инстинктивно
(и очень сильно) противятся всему, что идет вразрез с их реальными
сердечными устремлениями. А поскольку иерархи (везде и всегда) в
большинстве также относятся к этой категории, они охотно идут навстречу,
чем достигается гармония "низов" и "верхов".
По-настоящему же к Богу шествуют единицы, и они, как правило, жмутся
на периферии общей церковной жизни.
Но
в той мере, насколько человек ищет в религии земного, настолько
же он будет отвергать небесное. Люди хотят в церкви тепла, уюта,
житейской пользы. Привыкнув к необходимости платить за любое благо,
они не возражают против обременений частного характера: еженедельно
посещать храм, выстаивать двухчасовую службу, тратить мелочь на
свечи, подавать нищим; некоторые стоически выдерживают посты и дома
читают молитвы по книжечке. Люди безропотно идут на такие
жертвы, потому что эти вещи не покушаются на реальную любовь их
жизни, будь то жажда славы, богатства, ненависть и презрение
к окружающим, блудная страсть и пр. Они, правда, слышали, что все
это нехорошо, и в уме своем абстрактно согласны, но
"искупают грехи" не подавлением злых страстей, а постановкой
лишних свечек и другими обрядами. Иными словами,
они всячески уклоняются от единственно необходимой работы над собой,
подменяя ее чисто внешними и ни к чему не служащими действиями,
которые призрачно облегчают их совесть. И поскольку эта дорога ведет
в ад, ветры преисподней кажутся им попутными, а небесное наитие
глохнет или извращается любыми путями, как услужливо подскажет их
разум.
Представьте
же себе человека, который, войдя в самую гущу этих людей, мирно
почивающих под теплым одеялом псевдорелигиозных фантазий, грубо
сдернул бы с них это одеяло, чтобы они, пробудившись, увидели себя
голыми, притом во всем безобразии, и оказались в необходимости что-то
срочно предпринять. Ясно, что первым – и самым сильным – их желанием
будет прогнать возмутителя спокойствия, натянуть одеяло обратно
и дрыхнуть по-прежнему. Только единицы готовы, по любимому выражению
американцев, "принять вызов" и от религиозного пустословия
и пустопоклонства перейти к реальной работе над собой.
Именно
таким "возмутителем" и стал в застоявшейся атмосфере традиционного
Христианства Сведенборг. Раскрывая в своих книгах внутренний
смысл Слова Божьего, он показал людям, что от них в действительности
требуется. Практически на каждой странице он повторяет,
что человек должен избегать зла, работать над собой, исследовать
свою душу, и что внешние религиозные познания вне этой цели, т.е.
сами по себе, ни к чему не служат, а уж тем более – обряды, накопившиеся
в лоне любой конфессии за долгие века ее существования. Но ведь
душевно- злому человеку тяжелее и неприятнее всего заниматься самоанализом,
который выявит его истинную сущность; ему гораздо легче "откупаться
от Бога" свечками и молебнами, ибо первое наносит
сокрушающий удар по его адским склонностям, а второе услужливо обходит
их по касательной.
По
самому большому счету Сведенборг сделал одно: передал людям Божью
волю - не заниматься ерундой, в которой они погрязли, а всерьез
обратиться к делу своего спасения, т.е. перевести
свою жизнь с адских рельсов на небесные. Но такое решительное требование
не могло прийтись по вкусу абсолютному большинству современных людей,
наслаждающихся удовольствиями зла и вовсе не желающих расставаться
с ними. Обряды традиционной Церкви успокаивают их совесть, не затрагивая
корня греха, а истины, переданные через Сведенборга, прямо высвечивают
этот корень и понуждают его удалить. Ясно, что на такой подвиг готовы
решиться немногие.
Можно
утверждать, что если бы сведенборгианцев стало много (т.е. если
бы они в социальном смысле образовали серьезную силу), на них развернулось
бы жестокое гонение, как в свое время на гугенотов, только еще страшнее
(ибо ненависть ада пропорциональна яркости проповедуемой истины).
Но последователей Рационального Христианства настолько мало, что
их предпочитают не замечать и не принимать всерьез. Ибо в глазах
обывателя сила доказывает правоту, а кто по видимости бессилен,
тот и неправ. С другой стороны, учение, переданное через Сведенборга,
побуждает человека к самостоятельной мысли, а мещанин на такое никогда
не отважится.
Кроме
того, сама форма изложения Божественных Истин у Сведенборга обусловила
специфичное восприятие его книг. Люди, жадные до рассказов "о
мертвецах и привидениях", массами сбегаются именно на этот
запах и выцеживают их из богословского контекста, как собака выбирает
мясо из похлебки. А шумиха вокруг "привидений" неизбежно
порождает "оккультный душок", так что через малое время
Сведенборга уже записывают в оккультисты. Прознав об этом, порядочные
люди брезгливо обходят его писания стороной, а священники других
религий говорят своей пастве: "Вот видите, еще и этот оттуда
же". Тогда как среди атеистов, не верящих в "загробный
мир", естественным образом возникает убеждение в психической
ненормальности Сведенборга, который излагал в своих книгах абсолютный
бред. – И все это есть разные формы извращения и неприятия
Божественной Истины, которая слишком чувствительно гладит душевно-злых
людей против шерсти, чтобы они добровольно соглашались ее терпеть.
В результате
для меня сделались очевидными следующие пункты:
(1)
Книги Сведенборга представляют собой Откровение, в котором Божественные
Истины изложены в форме более доступной человеческому постижению,
чем в каких-либо иных священных текстах, дошедших до наших дней.
(2)
Самая Суть Божьей воли заключается в том, чтобы человек исследовал
себя и сознательно воздерживался от зла, потому что оно есть грех
перед Богом и препятствует спасению.
(3)
Если это не исполняется, то вся прочая околоцерковная суета бесполезна.
(4)
Столь жесткая и прямолинейная постановка вопроса заведомо неприемлема
для подавляющего большинства людей, по факту ожидающих от религии
только решения своих земных проблем и прощения своих грешных удовольствий.
(5)
Этих людей бесполезно убеждать, потому что в них противится не разум,
а сердце, оберегающее удовольствия их злой жизни. Любые аргументы
здесь бессильны.
(6)
Эти люди всегда будут негативно настроены к Рациональному Христианству,
поступая в точности как предсказано его основателем: или грубо отбрасывая
истины, или замалчивая их, или извращая – в том числе приписыванием
"оккультизма".
(7)
В результате Рациональное Христианство остается уделом серьезно
настроенных единиц, которые должны не горевать о малолюдстве, а
просто работать над собой.
Если
образно представить себе земную жизнь человека в долине у подножия
гор, а небесное блаженство – на их вершине, то любая религия предстанет
дорогой, возводящей человека снизу вверх. При этом очевидно, что
чем путь короче, тем он круче, а чем круче, тем, по-видимому, оказывается
и труднее. В этом смысле традиционные религии подобные широким асфальтированным
шоссе, которые восходят пологими серпантинами. Идти по ним легко,
подъем едва ощущается, но именно поэтому громадный проделанный путь
в смысле набора высоты оказывается чрезвычайно неэффективным. Здесь
преобладает горизонтальная составляющая, не несущая никакой полезной
функции, кроме мнимого "облегчения", в действительности
же обременяющая путника множеством лишних, бесполезных для его спасения
хлопот.
Напротив,
учение Сведенборга подобно "козьей тропе", которая отважно
устремляется напрямик по склону. Горизонтальная составляющая здесь
сведена к абсолютному минимуму – только чтобы удержаться на ногах.
И хотя подъем действительно труден, итоговые усилия оказываются
несопоставимо меньшими, нежели у любителей гулять по ровному месту,
ибо несравнимы КПД здесь и там. Но для того, чтобы отважиться на
штурм крутизны, необходимо иметь серьезное желание, тогда как прогулка
по шоссе никого ни к чему не обязывает.
©
Михаил Глебов, 2005
Эммануил
Сведенборг. Рациональное христианство - http://swedenborg.by.ru |
|