|
Так,
например, везде, где в тексте говорится о камне, камнях, каменном,
это относится по духовному смыслу к вере, верности или к истине
со стороны ее твердости; вода также соответствует истине, но не
со стороны твердости, а со стороны подлинности (источники), а также
оживляющего и очищающего свойства; кровь и вино, уже связанные естественным
соответствием, по духовному смыслу соответствуют деятельным категориям
— воле, любви, добру; разные млекопитающие означают различные душевные
аффекты, чувства, страсти; птицы знаменуют мысли, при том, птицы
водяные — мысли, стремящиеся к чистой научной истине и т. д. С помощью
таких аллегорий содержание двух первых книг Библии превращается
в изложение первоначальных судеб человечества или последовательных
перемен в его внутренних духовных состояниях — эпох религиозного
упадка и восстановления. Кроме этой своеобразной философии истории
в "Arcana Coelestia" содержится еще двоякий материал:
1) по поводу того или другого текста автор излагает догматически
различные пункты открытого ему истинного учения и
2) каждая глава комментария, безотносительно к своему содержанию,
сопровождается особым приложением, где Сведенборг рассказывает,
что он видел и слышал в состояниях своего душевного раздвоения,
или открывшимися глазами и ушами своего внутреннего человека. После
"Arcana Coelestia" Сведенборг издал ряд сочинений, в которых,
с постоянными ссылками на Библии и на соответствующее параграфы
своего главного сочинения, но уже не в форме непрерывного комментария,
он излагал и разъяснял отдельные стороны и пункты своего теософского
учения. Вот эти сочинения, приблизительно в хронологическом порядке:
"Clavis hieroglyphica" (изложение теории соответствий;
Лондон, 1757); "De telluribus" (описание планет и их жителей
по наблюдениям Сведенборга, посещавшего их "в духе"; Лондон,
1758); "О небе, аде и мире духов" (самое содержательное
и любопытное сочинение Сведенборга; Лонд., 1758); "De ultimo
judicio et de Babylon destructa" (объяснение XVIII гл. Апокалипсиса;
Сведенборг утверждает, что в духовном мире страшный суд уже совершился
в 1757 году, и он его описывает как допущенный Богом свидетель;
Лонд., 1758); "Equus albus" (толкование XIX гл. Апокал.;
Лонд., 1758); "De nova Jerusalem et doctrina ejus coelesti"
(толков. XXI гл. Апокал.; Лонд., 1758); "Doctrina nov. Jesus,
de Domino" (Амстердам, 1763); "Doctr. n. J. de Scriptura
Sacra" (тоже); "Doctrina vitae" (тоже); "Doctr.
de fide" (тоже); "De ultimo judicio" (тоже); "Angelica
Sapientia de divino amore et de divina Sapientia" (тоже); "Angelica
Sapientia de providentia divina" (там же, 1764); "Apocalypsis
revelata" (Амстерд., 1766); "Deliciae Sapientia de amore
conjugali et voluptates insaniae de amore Scortatorio" (там
же, 1768); "De commercio animae et corporis" (Лонд., 1769;
там же и тогда же издана автобиография Сведенборга, в форме письма
к другу); "Expositio doctr. Ecclesiae novae" Амст., 1769);
важное заключительное сочинение Сведенборга. — "Vera Christiana
religio" (3 т., Амст., 1771). После смерти Сведенборга изданы:
другое обширное истолкование Апокалипсиса — "Apocal. explicata"
(7 том.), "Краткое изложение внутреннего смысла Псалтири и
всех пророческих книг Ветхого Завета, "Doctr. nov. Jer. der
charitate", "9 вопросов о Троице, предложенных Гартлеем,
и ответы Сведенборга", "Венец или приложение к сочинению
об истинной христианской религии". Изо всех этих многочисленных
томов можно извлечь одну своеобразную и стройную теософическую систему.
Учение
Сведенборга о предметах божественных не имело никаких книжных источников.
Даже в Библии находил он основания для своих мыслей лишь под условием
того особого толкования, которое он давал священным текстам и которое
из них самих не вытекало. Богословских и мистических сочинений он
вовсе не читал. В области философии, с которой никакого исторического
знакомства он не обнаружил, он исходил исключительно из принципов
априорно-рационального мышления, а идеи тех философов, с которыми
он спорил или соглашался, очевидно, брались им из окружающей умственной
атмосферы, а не из их сочинений. В произведениях его религиозного
периода теософия его является уже готовой, и он занят только ее
разъяснением и распространением. Огромное количество собственных
писаний Сведенборга, при его постоянных, до конца жизни, путешествиях,
исключает возможность сколько-нибудь систематического и многостороннего
чтения. — Оригинальность теософского учения Сведенборга не исключает,
однако, существенных аналогий между ним и другими известными (нам,
но не ему) учениями — именно некоторыми системами гностицизма и
особенно еврейской каббалой. Сведенборг отвергает понятие Божества,
как отвлеченного начала. Бог вечно имеет свою определенную и существенную
форму, которая есть форма человеческого тела. Бог вечно существует
как Великий человек, именно как Господь наш Иисус Христос, в Котором
обитает полнота Божества телесно. Учение Сведенборга есть абсолютное
христианство, так как он предполагает, что собственно или самостоятельно
существует только Христос и больше ничего.
Каким
образом человек, и при том телесный, может быть абсолютным существом?
Или: каким образом бесконечность может вмещаться в конечном? Этот
вопрос не имеет смысла с точки зрения Сведенборга, ибо он раньше
Канта понял и признал относительный, субъективный характер нашего
пространства, времени и всего определяемого ими механического порядка
явлений. Все это, по Сведенборгу, суть не реальности, а видимости
(apparentia); действительные же свойства и формы всякого бытия,
как математические, так и органические — т. е. все положительное
и качественно определенное — совершенно не зависят от внешних условий
своего явления в нашем мире. Сам этот мир не есть что-нибудь безусловно
реальное, а лишь низшее "натуральное" состояние человечества,
отличающееся тем, что тут apparentia утверждаются или фиксируются
как entia. Все положительное или качественное в нашем мире, — цвета
и звуки, горы, моря и реки, камни, растения и животные, — существуют
действительно, как независимые от своей кажущейся внешней причинности,
истинная же их причинность принадлежит духовному миру (в широком
смысле слова) или духовному состоянию человека, где она становится
для всякого очевидной, именно как прямая и непосредственная зависимость
внешних предметов от внутренних душевных состояний. Так, например,
если в ком-нибудь из духовного мира оскудеют любовь и радость, то
сейчас же меняется соответственно его внешняя обстановка: он без
какого-нибудь передвижения обретается одиноким в мрачной гористой
местности, безводной и обнаженной от растительности. Если между
двумя духовными существами возрастет взаимная внутренняя склонность,
тем самым они тут же и наружно станут сближаться между собой и сразу
очутятся вместе, как бы великим ни представлялось перед тем расстояние
между ними. Таким образом Сведенборг различает два способа являемого
бытия: истинный, или действительный, по которому внешняя предметность
создается своим соответствием внутреннему состоянию, — и кажущийся
или ложный способ бытия, при другом или даже обратном отношении.
Материи, как самостоятельного бытия, по Сведенборгу вовсе не существует,
а независимость материальных явлений от их духовных причин и целей
есть лишь обманчивая видимость субъективного происхождении. Истинно
и действительно есть только универсальный Богочеловек Иисус Христос
и Его царство, т. е. совокупность человеческих существ, изнутри
определяемых в своей сущности и своем существовании отношением их
воли к тому добру и их ума к той истине, которые воплощены в Иисусе
Христе, — а наружно выражающих свое бытие в мире форм, связанных
между собой по принципу соответствий. С точки зрения основного качества,
именно нравственного, вся совокупность человеческих существ различается
на три главные области бытия:
1) небеса или мир ангелов (в широком смысле), т. е. людей, положительным
образом определивших свою земную жизнь любовью к Богу и к ближнему;
по смерти они становятся ангелами, и из их совокупности образуется
собственное тело Великого Человека, т. е. Иисуса Христа;
2) ад, населяемый людьми, жизнь которых определилась господствующей
любовью к себе и к миру, т. е. к внешности и суете; по смерти такие
люди становятся злыми духами, которых Сведенборг разделяет на два
разряда: дьяволы в тесном смысле, коих дурное качество выражается
преимущественно в лживости и вражде к истине, — и сатаны, одержимые
прямой злобой и враждой к добру, как такому; и те, и другие имеют
фантастические и уродливые тела, соответствующие их внутреннему
содержанию;
3) промежуточный мир духов (в специальном смысле), состоящий из
людей, которые умерли, не определившись окончательно в том или другом
направлении; по смерти они подвергаются усиленному воздействию спасительных
ангелов и соблазняющих дьяволов, пока не примкнут решительно к той
или другой стороне.
Такие
развязки духовной борьбы происходят или единично, или собирательно,
при конце мировых периодов — в виде общих судов, на которых является
сам Господь; при одном из таких судов в 1757 г. (заключившем период
исторического христианства) присутствовал Сведенборг и подробно
описал его. — Весьма оригинально в теософии Сведенборга, что он
не признает до-человеческого и сверхчеловеческого происхождения
ангелов и демонов, а видит в них лишь эволюцию человека в двух противоположных
направлениях, так что и до смерти каждый человек есть уже, в сущности,
или ангел, или дьявол, и тот, у кого, как у Сведенборга, открылось
духовное зрение, может это ясно различать.
Таким
образом, источник или рассадник (Seminarium) неба и ада есть земное
или натуральное человечество, которое, по Сведенборгу, населяет
не только нашу, но и другие планеты, или земли; эти жители планет
суть натуральные люди разного качества, которые, как и мы, после
смерти становятся духами небесными или адскими. Впрочем, сообщения
Сведенборга о посещениях этих планет его "внутренним человеком"
и о его беседах с их жителями, несмотря на всегдашнюю рассудительность
его изложения, имеют по существу бредовой характер. — Вообще учение
Сведенборга не дает ясного и определенного ответа на философский
вопрос о первоначальном и общем происхождении земного, натурального
или внешнего мира и о его метафизической связи с подлинно сущим
— универсальным человеком; теософской космологии и космогонии мы
у него не находим, а видим в этом пункте лишь невольные колебания
между безотчетным реализмом естествоиспытателя и прямолинейным идеализмом
(отрицанием всякого материального бытия), вроде того, который принципиально
защищался Берклеем. Более отчетлива антропология Сведенборга. Человек
по естеству (essentia у Сведенборга = esse) трехсоставен, но не
в механическом, а в органическом смысле, представляя в своем существовании
(existentia) последовательное раскрытие трех главных степеней:
1) натуральной, раскрывающейся при рождении и господствующей до
возраста разумения,
2) рациональной, от пробуждения разума и совести и — у большинства
людей — до смерти, и
3) духовной, обыкновенно раскрывающейся лишь по смерти, при переходе
в мир духов, но у некоторых, как у самого Сведенборга, предварительно
проявляющейся и при жизни. Естественная трехсоставность или трехстепенность
всякого человека не предрешает нравственного его свойства и судьбы.
Всякий человек на первой, натуральной степени предрасположен и к
добру, и ко злу; на второй, рациональной, он выбирает между этими
двумя направлениями; на третьей, духовной, он уже является решительно
или как добрый, или как злой дух. Дело осложняется, однако, тем,
что всякий человек до своего окончательного превращения в ангела
или в беса находится постоянно между двумя противоположными влияниями
(influxus) — хорошим или небесным, идущим от Бога, через ангелов,
и дурным или адским, идущим от злых духов. Решая возникающий тут
вопрос о свободе воли, Сведенборг старался оградиться от фатализма
указанием на неизбежную психологическую иллюзию, по которой мы должны
считать действия, совершаемые через нас силой божественного или
адского влияния, за совершенные как бы (quasi) нами самими, признавая,
однако, что все добро в наших действиях идет от Бога.
Сущность
нравственного добра, по Сведенборгу, состоит в любви к Богу и к
ближнему, а нравственного зла — в любви к своей самости (proprium)
и к миру, т. е. к внешним предметам самим по себе, отдельно от их
истинных целей. Нравственное учение Сведенборга было теологически
безупречно (по отзыву, между прочим, московского митрополита Филарета),
но философского решения спора между фатализмом и свободой он не
дал. Вообще в свой религиозный период Сведенборг воздержался от
самодеятельного мышления, записывая лишь явления своего духоведения
и те мысли, которые он считал прямо внушенными или диктованными
ему свыше. В области собственно теологии особенно замечательна у
Сведенборга его замена Троицы одним Христом. Чуждый греческой философии
и всякой диалектики, ум сухой и трезвый, с формально-рассудочными
приемами мышления, Сведенборг не понимал умозрительных основ церковного
догмата и видел в нем простое трехбожие, которое его возмущало.
Прямые возражения его, основанные на таком непонимании, не выходят
из пределов грубо рационалистической полемики и нисколько не интересны.
Но, стоя все-таки на положительно христианской (библейской) точке
зрения и признавая Христа универсальным средоточием, Сведенборг
перенес внутрь Его ту троичность в Божестве, которая несомненно
указывается в священных текстах.
1) В едином Боге И. Хр. Сведенборг различает: Божественное как такое
(Divinum), Божественно-человеческое или Божественно-рациональное
(D.-humanum, s. D.-rationale) и Божественно природное (D.-naturale).
2) В явлении Христа эта внутренняя троичность обозначается как совершенная
сущность Божества — Отец, как совершенная человеческая форма его
— Сын, и как совершенная действительность, или живое дыхание его
в той небесной атмосфере или ауре (aura), которая исходит из Христа
и окружает его — Дух Святой. Сущность воплощения, по Сведенборгу,
состояла в том, что божественно-природный элемент в Христе (его
Divinum naturale) вошел в наш земной мир, облекшись природно-человеческим,
а затем рационально человеческим элементами Иисуса. Цель воплощения
— в том, чтобы божественное получило ощутительную действительность
в нашем земном мире, а также и в мире земных духов, и чтобы небесная
атмосфера Христа могла изгнать отсюда умножившихся злых духов, которые
в это время навождали (infestabant) наш мир; дело Христа было, по
Сведенборгу, не формальным актом искупления и оправдания человека,
а реальным столкновением небес и ада в земном человечестве и восстановлением
нарушенного равновесия между силами добра и зла. Для самого Христа
земная жизнь Его была процессом постепенного совлечения земных оболочек,
нужных предварительно для выработки Его чисто-человеческого существа
(ens rationale), которое само становится адекватной оболочкой Его
Божества. В воскресении Христос стал ощутим вполне реально для раскрывшихся
в Его учениках органов чувств их внутреннего или духовного человека.
Второго пришествия Христа и всеобщего суда живых и мертвых Сведенборг
не признавал.
Для
характеристики (по форме и содержанию) теософических объяснений
Сведенборга в области эсхатологии может всего лучше служить следующий
рассказ из его "Memorabilia" (прилож. к "Агсапа Coelestia"):
"В это время мой внутренний человек находился в средних небесах,
в сердечной области Господа, в левом желудочке, который составляется
из обществ таких ангелов, что любят истину, поскольку она есть добро
(amant verum quoad bonum). При этом я почувствовал сильное влияние
их на мое сердце, проходившее через него в мой мозг, и у меня явилась
мысль: каким образом возможно, чтобы благость Господа допускала
бесам вечно оставаться в аду? Только что я это помыслил, как один
из ангелов правого предсердия чрезвычайно быстро низринулся в седалищной
область великого Сатаны и извел оттуда, по внушению от Господа,
одного из самых дурных бесов, чтобы доставить ему небесное блаженство.
Но мне было дано видеть, что по мере того, как ангел восходил к
небесным сферам, его пленник менял гордое выражение своего лица
на страдающее, и тело его чернело; когда же он, несмотря на свое
сопротивление, был вовлечен в средние небеса, то с ним сделались
страшные конвульсии, он всем своим видом и движениями показывал,
что испытывает величайшие и нестерпимые муки; когда же он приблизился
к сердечной области небес, то язык его вышел далеко наружу, как
у очень уставшего и жаждущего пса, а глаза лопнули, как от жгучего
жара. И мне сделалось его жалко, и я взмолился Господу, чтобы велел
ангелу отпустить его. И когда, по соизволению Господа, он был отпущен,
то бросился вниз головой с такой стремительностью, что я мог видеть
только, как мелькнули его чрезвычайно черные пятки. И тогда мне
было внушено: пребывание кого-нибудь в небесах или в аду зависит
не от произвола Божьего, а от внутреннего состояния самого существа,
и перемещение по чужой воле из ада в небеса было бы так же мучительно
для перемещаемых, как переселение из небес в ад... И таким образом
я понял, что вечность ада для тех, кто находит в нем свое наслаждение,
одинаково соответствует как премудрости, так и благости Божьей".
После
1745 года Сведенборг, изменив характер своих занятий, не изменял
образа жизни, часто путешествовал, останавливаясь преимущественно
в Лондоне и Амстердаме для печатания своих религиозных сочинений,
которые он щедро рассылал разным лицам и учреждениям. Известные
рассказы о некоторых особых случаях ясновидения и духоведения Сведенборга
(пожар в Стокгольме, сообщение важных тайн умершими лицами), хотя
и ссылаются на устные и письменные показания высоких особ, но не
имеют достаточно точных и документальных удостоверений и несвободны
от противоречий в подробностях. Обычные сношения Сведенборга с разными
сферами загробной жизни, в виду его правдивого и серьезного характера,
имеют полную субъективную достоверность, оценка же их реального
значения зависит от общих точек зрения. В некоторых случаях сам
Сведенборг, несомненно, впадал в оценку ошибочную. В последние годы
жизни Сведенборг испытал гонение от шведского духовенства, раздраженного
его резкой критикой протестантских догматов.
В
1769 году на сейме шла речь о необходимости признать Сведенборга
помешанным и лишить свободы. Чины духовного сословия, предводимые
племянником Сведенборга, епископом Филениусом, постановили секвестровать
его книги, а два его последователя, члены консистории, были преданы
суду. Один из них, д-р. теологии Бейер, издал защитительную декларацию,
а сам Сведенборг — меморию и апелляцию к трем университетам королевства.
Вследствие общего уважения к Сведенборгу и заступничества короля,
дело, перешедшее в сенат, было прекращено. В 1770 году Сведенборг
отправился в свое последнее путешествие. Заболев в Лондоне, он более
недели спал, не просыпаясь. По пробуждению он предсказал день своей
смерти, на вопрос одного английского друга торжественно засвидетельствовал
свое убеждение в правде всего, что писал, и умер, приняв св. причастие
от шведского пастора.
Владимир
Соловьев
|
|