|
Биография
Станиславский (сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева)
- один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского
театра. Родился в Москве, 5 января 1863 г., в известной купеческой
семье Алексеевых. Мать Станиславского была француженка, бабушка с
материнской стороны - известная в свое время артистка в Париже. Образование
Станиславский получил в Лазаревском институте восточных языков. Участвуя
в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился
пению у Коммиссаржевского , вместе с которым и с Федотовым основал
в Москве "Общество искусства и литературы". Вскоре он сделался
режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом. Здесь вырабатывались
принципы такого театра, в котором не только передавалась бы предметная
обстановка, соответствующая каждой пьесе, но воссоздавалась бы атмосфера
жизни. В 1898 г. Станиславский вместе с драматургом Владимиром Ивановичем
Немировичем-Данченко основал Московский Художественный Театр. Артисты,
вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, членов общества
искусства и литературы, уже работавших под руководством Станиславского,
а также к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся
пьесой А. Толстого "Царь Феодор". Первые два года успех
его был очень средний. Новая эпоха для Малого Художественного Театра
началась в 1900 г., после того как вся труппа побывала в Севастополе
и Ялте, главным образом для того, чтобы познакомить со своим делом
больного в то время Чехова . Сотрудничество театра Немировича-Данченко
и Станиславского с Чеховым и Горьким определило дальнейший его характер.
Он совершил ряд триумфальных поездок в Петербург; успех его в Германии
и Австрии превзошел ожидания. Немецкая печать ставила артистов театра
на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя
театра, В.И. Немировича-Данченко, и талант режиссера, Станиславского
Лучшие современные драматурги в Западной Европе - Метерлинк, Гауптман
и другие - присылают свои пьесы в рукописях в М. Х. Т., считая его
постановки образцовыми. Такова история театра, созданная совместной
творческой работой его художественных руководителей Немировича-Данченко
и Станиславского Его понимание сценического искусства связано с реалистическим
театром, каков, например, театр Антуана в Париже или Deutsches Theater
в Берлине. Стремление создать иллюзию живой действительности доведено
в театре Станиславского до идеального совершенства. Дом, в котором
происходит действие, весь живет; художник-режиссер восполняет автора.
Сцена в постановках Станиславского совершенно отделена от зрительного
зала, в том смысле, что абсолютно избегаются эффекты, обращенные к
публике. Режиссерская работа не ограничена текстом пьесы, а дополняет
жизнь действующего лица в промежутках между его репликами и за сценой.
Особенность постановок Станиславского и заключается в этой закулисной
жизни. Разработка деталей доведена до такой полноты, что враги Станиславского
и созданного им театра, в своем отстаивании старой условности и сценической
рутины, сводят все новаторство Станиславского к "сверчкам и паутине"
в чеховских драмах. Это совершенно неверно. Станиславский - прежде
всего художник, чутко понимающий символизм обиходных подробностей,
воплощающих для глаз и для слуха душевные состояния людей. Важно не
то, что он дает много подробностей, а то, что он выделяет самые характерные
из них, и тем самым переносит зрителей в изображаемую среду. Он выходит
за пределы реалистического театра и создает интимный театр настроений.
Его постановки - вовсе не "протоколы" в духе натурализма,
а художественные воплощения духовной атмосферы драм.
Огромное
достоинство Станиславского заключается и в уменье вдохновлять артистов,
объединять их общим пониманием, благодаря чему получается стройное
исполнение, в котором нет иерархического разделения на главные и второстепенные
роли. Защитники старого, условного театра упрекают Станиславского
в уничтожении самобытности актеров, но упрек этот опровергается фактически:
театр Станиславского дал сцене первоклассных артистов, какими и у
нас, и за границей признают Качалова , Москвина, Книппер и других.
Вместе с тем Станиславский умеет вдохнуть жизнь в исполнителей даже
самых маленьких ролей, и вот эта творческая работа над актерской толпой
и служит полемическим материалом для врагов М. Х. театра. С наибольшим
совершенством режиссерский талант Станиславского выразился в постановках
Чехова и отчасти Горького. Московский художественный театр - преимущественно
чеховский театр, создавший на русской сцене целый мир, где царят нежность
и грусть. В той же гамме интимности, связанной с одухотворенным реализмом,
идут "Дикая утка" и "Доктор Штокман" Ибсена, "Михаил
Крамер" Гауптмана. Как актер, Станиславский обнаруживает сильно
выраженную индивидуальность. Далеко не все роли одинаково удаются
ему. Героизм Шекспира не находит отклика в его художественном темпераменте;
его Брут в "Юлии Цезаре" далеко не удовлетворяет. Он весь
- в колеблющихся оттенках нового искусства; его сила - в уменье изображать
скрытый душевный мир; его лучшая роль - доктор Астров в "Дяде
Ване" Чехова. Вся красота чеховского мира, в котором цинизм -
только маска оскорбленной жизнью нежности, воссоздана здесь Станиславским
с неподражаемой художественностью. Другая сторона его таланта - уменье
рисовать с мельчайшими житейскими подробностями психологию человека,
- сказывается в его "Докторе Штокмане"; он превращает внешний
недостаток Штокмана - его близорукость - в символизацию его внутреннего
мира и создает с покоряющей убедительностью образ наивного идеалиста.
Из множества других ролей Станиславского наиболее выделяется Вершинин
в "Трех сестрах", Крамер в пьесе Гауптмана, Сатин в пьесе
Горького: "На дне". Зин. Венгерова.
Русский
Биографический Словарь
|
|