Из книги "Работа актера над собой"
Важно,
чтоб отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности
и вместе с тем не расходилось с замыслами писателя. Если исполнитель
не проявляет в роли своей человеческой природы, его создание мертво.
Только
при артистическом подъеме часы кажутся минутами.
Артист
должен сам находить и любить сверхзадачу. Если же она указана
ему другими, необходимо провести сверхзадачу через себя и эмоционально
взволноваться ею от своего собственного, человеческого чувства
и лица. Другими словами - надо уметь сделать каждую сверхзадачу
своей собственной. Это значит - найти в ней внутреннюю сущность,
родственную собственной душе.
Воображение
создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то,
чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не
было и не будет. А может, и будет! Как знать? Когда народная фантазия
создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову,
что люди будут парить в воздухе на аэропланах? Фантазия все знает
и все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику.
Мы,
артисты, так привыкли на сцене дополнять факты подробностями собственного
воображения, что эти привычки переносятся нами со сцены в жизнь.
Здесь они, конечно, лишние, но в театре необходимы. Вы думаете,
легко сочинять так, чтобы вас слушали с затаенным дыханием? Это
тоже творчество, которое создается магическими "если бы",
"предлагаемыми обстоятельствами" и хорошо развитым воображением.
Про гениев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. Такие люди смотрят
на действительность другими глазами, чем мы. Они иначе, чем мы,
смертные, видят жизнь. Можно ли осуждать их за то, что воображение
подставляет к их глазам то розовые, то голубые, то серые, то черные
стекла? И хорошо ли будет для искусства, если эти люди снимут
очки н начнут смотреть как на действительность, так и на художесгвенный
вымысел ничем не заслоненными глазами, трезво, видя только то,
что дает повседневность?
Надо
развивать его (воображение) или уходить со сцены. Иначе вы попадете
в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение
своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества,
сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение?
Есть
воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно
разовьется без особых усилий и будет работать настойчнно, неустанно,
наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но
зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает
самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже
сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает,
но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее.
Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что
им дали Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную
сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя
быть артистом.