Система
Станиславкого
Тайна вдохновения
Однажды,
когда репетиция очередной постановки в Художественном театре не
клеилась , когда актеры выходили на сцену пустыми, без всякого
душевного подъема с потухшими глазами. Константьин Сергеевич Станиславский
задумался о природе актерского творчества, о том что принято называть
вдохновением. Что же означает это слово? В “Толковом словаре “
Даля оно объясняется так: ”Высшее духовное состояние и настроение:
восторженности, сосредоточение и необычайное проявление умственных
сил”.
К
сожалению,такое состояние приходит к человеку, художнику, по неведомым
причинам, в неожиданное время и отнюдь не по заказу. В русском
театре прошлого века символом артиста, игравшего исключительно
на порывах вдохновения, навсегда остался легендарный Пвел Молчанов.
Когда он был в “Ударе” – играл великолепно, исторгал у слушателя
слезы, потрясал всех. Но современники вспоминают, что иногда Молчанов
играл из рук вон плохо: это значило, что вдохновение в тот вечер
его не посетило.
Станиславский
задумал открыть тайну вдохновения, его загадку, потому что в искустве
актера эта тайна имеет особое значение: полагаться на одно вдохновение
– слишком ненадежно и рисковано.
Живописец
становиться к мольберту и трудится над своим полотном, когда чувствует,
что пришло вдохновение. Композитор набрасывает на нотные лиcты
новое сочинение, когда звуки, мелодии, ритмы складываются в его
сознании в стройную систему. С актером дело обстоит иначе.
Вдохновение
должно прийти к нему не само по себе и, скажем, не среди ночи
и не во время отпуска, на берегу моря или реки, в определенный
час, когда звенят в театре звонки, рассаживаются в креслах зрители
”и, взвившись, занавес шумит”, по выражению Пушкина. Следовательно,
свое вдохновение артист должен уметь вызывать сам, по своей воле
и усмотрению. А значит, должны существовать способы пробуждать
в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой,
достигать высшего проявления умственных, душевных и творческих
сил. Ну, а все же, что делать, если вы сегодня плохо себя чуствуете?
Если болит голова или зуб? Если с кем-то поссорились и настроение-хуже
некуда? Как быть? В результате многолетних исканий, размышлений
и трудов Станиславский и создал всою знаменитую “систему” воспитания
актера-теорию и метод артистической техники.
Что
значит техника в применении к таланту? Совершенствование пластики,
голоса, дикции, мимики, жеста, слуха. Постоянный, повседневный
труд. Пианист репетирует ежедневно по многу часов-тогда он способен
выступить в концерте с блеском. Танцовщик тренируется каждое утро
подолгу-только тогда тело будет послушно им на сцене. А некоторые
драматические актеры думают, что для них этот закон не писан.
В свободное от спектаклей и официальных репетиций в театре время,
они считают себя “свободными” от искусства. Они теряют профессионализм.
Публика постепенно теряет к ним интерес.
Свою
систему Станиславский не “придумал”. В течение многих лет он наблюдал
за творчеством выдающихся актеров, изучал их работу на подмостках
и за кулисами. Беседовал со многими из них. Система Станиславского
долгое время выверялась в Московском Художественном театре и его
студии, пока не стала достоянием театров нашей страны и многих
стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные артисты рассуждают
и даже высказываются в таком духе:”У меня большие способности,
это все говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично.
Талант есть талант”, но на самом деле подобные рассуждения – роковая
ошибка. “Если у тебя есть мастерство на сто тысяч франков, купи
еще на пять су”. Система Станиславского решает проблему сознательного
овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие
перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и
указаны практические приемы работы актёра над совершенствованием
своих внутренних и внешних артистических данных над ролью.Художественном
театре и его студии, пока не стала достоянием театров нашей страны
и многих стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные артисты
рассуждают и даже высказываются в таком духе:”У меня большие способности,
это все говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично.
Талант есть талант”, но на самом деле подобные рассуждения – роковая
ошибка. “Если у тебя есть мастерство на сто тысяч франков, купи
еще на пять су”. Система Станиславского решает проблему сознательного
овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие
перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и
указаны практические приемы работы актёра над совершенствованием
своих внутренних и внешних артистических данных над ролью.
111 театр