|
Савонарола
(Джироламо или Иероним Savonarola) - знаменитый итальянский проповедник
и общественный реформатор, родился в 1452 г., происходил из старинной
падуанской фамилии.
Дед его, Михаил Савонарола, был известный врач. Отец Сованоролы готовил
сына к медицинской карьере и старался дать ему тщательное образование.
В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала,
любовь к размышлениям и глубокая религиозность. Италия в то время
была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров,
которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо отличался эпикурейско-языческим
направлением. Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии
сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены
печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений
между людьми. Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника
Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенно
Фомою Аквинатом) привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь.
В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский
монастырь, оставив дома написанную им книгу "О презрении к свету".
В монастыре он вел суровую жизнь, отказался от денег, которые имел,
свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, вооружался
против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению
отцов церкви. И в монастыре сказались поэтические наклонности Савонаролы:
он написал стихотворение "О падении церкви", где указывал,
что у людей нет уже прежней чистоты, учености, христианской любви,
а главной причиной этому - порочность пап. Настоятель монастыря поручил
Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника.
В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, между прочим
в Феррару, откуда, в виду начавшейся войны с Венецией, ему приказали
отправиться по Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-Марко. Здесь
Савонарола, уже славившийся как ученый, был назначен почетным чтецом
при братии и наставником послушников. В 1483 г. Савонарола неудачно
проповедовал в церкви Сан-Лоренцо. Это заставило его заняться исправлением
своих недостатков. Он отправился проповедовать, в небольшой городок
Сан-Джемитано, где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами.
В 1486 г. Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником,
резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим
наказание Италии за ее грехи. В это же время Савонарола познакомился
в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстно полюбил. Под
влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию
(1490 г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко. Монастырь
быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы
был необычайный, не хватало места слушателям. 1 авг. 1490 г. Савонарола
произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью
высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том,
что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Он утверждал, что,
подобно ветхозаветным пророкам, передает лишь веление Божие, угрожал
проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал
испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.
В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли
с текстами Св. Писания, говоря в свое оправдание, что "слова
эти недавно сошли с небес". Влияние его, ставшее огромным, усилилось
благодаря исполнению некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия,
нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение
с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 г. он был
единогласно избран настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в
независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться
к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху. Известна
речь Савонарола против роскоши женских нарядов, после которой все
дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы
возвращали, под влиянием проповеди Савонаролы, несправедливо нажитое
добро. "Грехи Италии", говорил он, "силой делают меня
пророком". Народ верил в его пророчества; из его сочинений: "0б
истине пророчества" и "Об откровениях" видно, что он
и сам был убежден в своем божественном призвании. Поэтому он властно
громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан
и купцов, крестьян, солдат. "Рим - это Вавилон", говорил
он. "Вместо христианства прелаты отдаются поэзии и красноречию.
Вы найдете в их руках Горация, Вергилия, Цицерона"... Еще резче
сделались угрозы Савонаролы, когда, после смерти Лоренцо Медичи (1492),
правителем Флоренции сделался его сын, Петр Медичи, а папой был избран
Александр VI Борджиа. Петр Медичи запретил Савонароле говорить проповеди
в течение поста; Савонарола принужден был покинуть Флоренцию и отправиться
в Болонью (1493 г.). Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя
Болоньи: она приказала своим телохранителям убить Савонаролу за то,
что он назвал ее в церкви дьяволом. Вернувшись во Флоренцию, Савонарола
занялся приведением в исполнение своей мечты - нравственного и государственного
преобразования Флоренции. Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко.
Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря,
обязал всех монахов работой. Для успеха проповеди язычникам Савонарола
учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков.
Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая
ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку;
но Савонарола не прекращал своих обвинений против Рима и папы. В 1494
г. французский король Карл VIII вступил в Италию, и в ноябре прибыл
во Флоренцию. Петр Медичи был изгнан, как изменник; во главе посольства
к французскому королю был поставлен Савонарола. В это тревожное время
он сделался настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во Флоренции
были восстановлены республиканские учреждения. По своим политическим
взглядам Савонарола был республиканец, но он думал, что республика
лишь тогда будет благом для Флоренции; когда граждане станут нравственнее:
религиозное и нравственное очищение произведет и политическую реформу.
Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал
на богачей, говоря, что они "присваивают себе заработную плату
простонародья, все доходы и налоги", а бедняки умирают с голода.
Всякий излишек - смертный грех, так как он есть достояние бедных.
Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана
в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению
Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти".
5 февраля 1495 г., по предложению Савонаролы, великий совет заменил
поземельный налог подоходным, в размере 10%. Заемщиков Савонарола
освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал заемный банк,
потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики
и менялы, бравшие по 321/2%. Наконец, Савонарола провозгласил сеньором
и королем Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником
Христа. Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть
своей задачи; ему предстояло еще нравственно возродить Флоренцию.
Уже в 1494 году заметна была сильная перемена: флорентийцы постились,
посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах, вместо
песен, раздавались псалмы; читали только библию; многие из знатных
людей удалились в мир Савонаролы Марко. Савонарола назначал проповеди
в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался
к нему. С жестокостью средневекового фанатика обрушивался Савонарола
на святотатцев, которым велел вырезывать языки, на азартных игроков,
которых наказывал огромными штрафами; развратников он приказывал жечь
живыми. В своем увлечении Савонарола прибегал к шпионству, которое
страшно развилось во Флоренции после него. На стороне Савонаролы были
люди из простонародья, партия "белых", которых называли
"плаксами" (piagnoni). Против него были "беснующиеся"
(arrabiati), приверженцы аристократического республиканского правления,
и "серые", стоявшие за Медичи. В своих проповедях Савонарола
никого не щадил и потому имел много врагов как светских, так и среди
духовенства. Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские
дела; потом придрались к той проповеди, где Савонарола говорил о гневе
Божием, висящем над князьями и прелатами. По приказанию папы Савонарола
должен был удалиться в Лукку, но его прощальная проповедь так потрясла
слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы. Против
Савонаролы не раз выставляли других проповедников; не раз папа запрещал
ему проповедовать, но слава его проникла даже за пределы Италии: его
проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для
султана). Между тем, Карл VIII, покинув Неаполь, решил направиться
через Флоренцию вместе с Петром Медичи, который хотел восстановить
свою власть. Город вооружился; во главе движения стал Савонарола,
отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу
карой Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием
Савонаролы союз с Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции
города (кроме Пизы) были ей возвращены. Интригам Петра Медичи против
Савонаролы помогали герцог Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано
Дженнацано, потерявший из-за Савонаролы репутацию лучшего проповедника.
Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил
его в Рим; но тот, под предлогом болезни, отказался, продолжая свои
обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть
содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения
Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала. После
удаления французской армии для республики настали тяжелые времена:
свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог
Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана, который осадил
Ливорно. Сеньория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил
процессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил ему проповедь
(28 окт.). Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа, чудом;
доверие флорентийцев к предсказаниям Савонаролы усилилось. Во главе
сеньории стоял преданный Савонароле Франческо Валори; народная партия
торжествовала. Пользуясь этим, Савонарола задумал нанести решительный
удар "беснующимся". Он организовал отряд мальчиков, которые
врывались в знатные дома, с целью следить за исполнением 10 заповедей,
бегали по городу, отбирали игральные карты, кости, светские книги,
флейты, духи и т. п.; потом все это предавалось торжественному сожжению
на городской площади. Светская литература гуманизма и возрождавшаяся
классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага;
он даже доказывал вред науки вообще, стоя на средневековой точке зрения.
Составилось общество разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся
целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья спасли его.
Потом "беснующиеся" произвели переполох в церкви во время
проповеди Савонаролы, не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497 г.
папа Александр VI, назвав учение Савонаролы "подозрительным",
отлучил его от церкви. Савонарола протестовал; 19 июня появилось его
"Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении",
где он отказывался повиноваться отлучению, "противному христианской
любви и заповедям Господним", и заявлял, что несправедливо отлученный
имеет право апеллировать ко вселенскому собору. В это время Савонарола
выпустил в свет свое знаменитое сочинение: "Триумф Креста",
в котором дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены
догматы и таинства католической церкви. В последний день карнавала
1498 г. Савонарола совершил торжественное богослужение и "сожжение
анафемы". Тогда папа прислал бреве, где требовал отправки Савонаролы
в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции
и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.
Однако, сеньория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его
продолжались, он развивал мысль о необходимости созыва вселенского
собора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось
сочинение Савонаролы: "О правлении и законодательство города
Флоренции". После второго папского бреве сеньория запретила Савонароле
проповедовать; 18-го марта он простился с народом. Он написал "Письмо
к государям", в котором убеждал их созвать вселенский собор для
низвержения папы. "Письмо" было послано сначала к французскому
королю Карлу XIII, но было перехвачено и попало в руки папы. Флоренция
взволновалась. Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был
назначен суд Божий - испытание огнем. Это была ловушка, устроенная
"беснующимися" и францисканцами. Савонарола и монах францисканец
должны были пройти 7 апреля среди костров, но огненная проба не состоялась.
Народ разочаровался в своем пророке, обвиняя его в трусости. На другой
день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола,
вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был
взят и заключен в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17
членов, выбранных из партии "беснующихся". Допросы Савонаролы
и пытки велись самым варварским образом; его пытали 14 раз в день,
заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами и
вынудили признание, что все его пророчества - ложь и обман. За время
следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме
несколько сочинений: "Размышление о псалме 51", где он нападал
на папу и духовенство, "На Тебя, Господи, уповаю" и "Руководство
к христианской жизни". Последнее сочинение написано Савонаролой
за несколько часов до смерти, на переплете одной книги, по просьбе
тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498
г., при огромном стечении народа, он был повешен, а потом тело его
сожжено. Учение Савонаролы оправдано Павлом IV, а в XVII в. в честь
его составлена служба. В 1875 г. Савонарола поставлен памятник в Ферраре;
статуя его, как одного из предшественников реформации, входит в состав
известного вормского памятника. В оценке значения деятельности Савонаролы
мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие
планы, видят в нем реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают,
что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался
строго католической почвы.
дополнительно смотрите также здесь: Биография
САВОНАРОЛЫ |
|
|
|
Литература:
A. G. Rudelbach, "Hieronymus Savonarola und seine Zeit"
(Гамб., 1835);
F. К. Meier "Girolamo S." (Берk., 1836);
К. Hase, "Neue Propheten" (Лпц., 1851, 1860);
F. Т. Реrren, "Jerome S., sa vie, ses predications, ses ecrits"
(Пар., 1853);
В. В. Madden, "The life and martyrdom of Girolamo S." (Л.,
1854);
Pasquale Villari, "La Storia di Girolamo S. e de'suoi tempi,
con l'ajuto di nuovi documenti" (Флоренция, 1859);
С. Sickinger, "S., sein Leben und seine Zeit" (Вюрцбург,
1877);
К. Clarck, "S., his life and times" (Л., 1878);
Aquarone, "Vita di Fra Jeronimo S." (Алесс., 1857);
A. Cappeli, "Fra Girol. S." (Модена, 1869);
M. Н. Петров, "Савонарола" (в "Очерках");
Осокин, "Савонарола и Флоренция" (Казань, 1865);
А. К. Шеллер, "Савонарола" (биографич. библиотека Павленкова,
СПб., 1893).
Автор статьи П. Конский
Большой
Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона |
|
|