|
В
1508 году благодаря протекции своего земляка архитектора Д.
Браманте он получил приглашение в Рим для росписи Ватиканского
дворца. Его талант был вскоре оценен; Рафаэля назначили главным
художником. Ему поручили роспись парадных зал (станц). Он
изобразил четыре области деятельности - религиозно-теологические
(фреска «Диспут») и философские искания («Афинская
школа»), искусство («Парнас») и правосудие, показанное
сценами библейскими и мифологическими.
Все эти произведения чрезвычайно сложны по содержанию и великолепны
по исполнению, наполнены движением и в то же время гармоничны
и величественны. Прежде всего поражает дерзость замысла молодого
художника и его глубокое проникновение в суть тех непростых
идей, которые он решил передать не словами, а зримыми образами.
Теологические споры в «Диспуте» осеняются свыше присутствием
Троицы. Здесь вполне обоснованно имеется центральное объединяющее
начало — высшие истины, отраженные в текстах Священного Писания
и одухотворенные человеческим воображением. Их можно толковать,
не выходя за пределы установленных догм, сознавая присутствие
в мире высших сил, постичь которые во всей полноте не дано
человеку.
Совершенно иная ситуация в философии. Представители разных
учений, только формально объединенные единым архитектурным
пространством, в большинстве своем не принадлежат конкретной
Афинской школе, так что название грандиозной фрески условное.
Нет сомнения, что Рафаэль был неплохо знаком с сочинениями
великих философов и - удивительная проницательность! - понимал
суть философского метода познания, предполагающего немалую
долю субъективности, проявления личных устремлений и принципов
жизни мыслителя.
Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности.
И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он
разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают
два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится
в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической
задачи Напротив - уединенный мечтател. Возле него почтенный
мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными
взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося
схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша,
еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади
- Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу
фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа
в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри
на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из
кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена
новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет
на новые искания...
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный
от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает
на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного
философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры,
которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами
Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный
спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков
истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие
и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему
людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для
человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная
Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет
к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба.
Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний
из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон
и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных
мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания.
Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и
времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне
к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют
люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только
сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре
основания, на которых должно покоиться человеческое общество:
разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота
(искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль,
не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные
фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить
глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных
композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков,
эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы
художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные
фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого
мастера.
К Рафаэлю пришла слава, его буквально завалили заказами. А
ведь после смерти Браманте в 1514 году его назначили главным
архитектором строительства собора Святого Петра в Риме. Осуществлял
он и другие архитектурные проекты. Он был одним из величайших
гениев Возрождения. Пожалуй, самым совершенным его созданием
явилась «Сикстинская
мадонна» (1513—1514).
Вот как передал русский поэт Василий Жуковский свои впечатления
от картины Рафаэля:
«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к
счастливым часам жизни... Вокруг меня все было тихо; сперва
с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал
чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное
чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее
изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни
быть может. Гений чистой красоты был с нею.
Он лишь в чистые мгновенья Бытия слетает к нам, И приносит
откровенья, Благодатные сердцам.
...Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда:
занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека.
Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным,
но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный
свет, полный ангелами... И Рафаэль прекрасно подписал свое
имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов
устремил задумчивые глаза в высоту; важная, глубокая мысль
царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль
в то время, когда он думал о своей Мадонне? Будь младенцем,
будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной.
И как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести
нечто такое, чего нельзя истощить мыслею! Он писал не для
глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души,
которая, чем более ищет, тем более находит...»
Об этом произведении сказано очень много, преимущественно
в самых восторженных тонах, вполне уместных и оправданных.
Обратим внимание на тяжелую драпировку, изумрудно-зеленый
занавес, прикрывающий верхние углы картины. Этим не только
концентрируется внимание на ликах Мадонны и Младенца, но и
подчеркнуто их вхождение в жестокий земной мир с жертвенной
решимостью нести свет любви людям. Задумчивые ангелочки внизу,
чуть растрепанные, серьезны: они понимают, что все уже предопределено
свыше (да и мы понимаем: все уже свершилось). Под ногами у
женщины с ребенком — земной шар в облаках. Дано ли им спасти
мир? Как бы то ни было, они пристально смотрят на зрителя,
ибо ему решать, достоин ли он такой жертвы, что ему довелось
совершить в жизни во искупление ее, чем он одарил людей, каков
смысл его недолгого пребывания на Земле?
СТО
ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ, М. «ВЕЧЕ» 2004
Р.К. Баландин, 2004 |
|