Главное меню  Энциклопедии
Рафаэль Санти (Рафаэлло Санцио)
Raffaello Santi
РАФАЭЛЬ
Рафаэль Санти: Платон и Аристотель - Raphael: School of Athens

Афинская школа. Философы Платон и Аристотель

Рафаэль Санти
Леонардо да Винчи в образе Платона
и Аристотель
на фреске "Афинская школа"
(увеличено)

1509-1511
Станца делла Сеньятура
Кабинет Папы римского

The School of Athens
Fresco
Vaticano, Stanza della Segnatura, Rome

 

Афинская школа. Философы Платон и Аристотель.
Пример разности философских интересов: Платон держит в руках натурфилософский диалог «Тимей»,
Аристотель — «Этику».

Особенность перспективного изображения центральной части фрески, ощущение глубины пространства, непосредственно связанного с Платоном и Аристотелем, создаётся, условно говоря, стенами, поскольку пол закрыт группой философов, а потолок передан сложными криволинейными поверхностями, не имеющими привычной наглядности плоских потолков. Если попытаться на глаз, не прикладывая к изображению линейки, найти точку схода верхних частей стен, то она ляжет где-то между головами философов. Как легко убедиться, формально геометрическая точка схода лежит заметно ниже. Если точка схода должна как бы притягивать внимание зрителя к семантически важному элементу изображения, то этой точкой схода может быть только зрительно воспринимаемая точка, поскольку лишь она одна в зрительском впечатлении.

Положение зрительно воспринимаемой точки схода между головами спорящих философов вполне оправдано, ведь главное что здесь происходит - спор Платона и Аристотеля. Формальная точка схода, попадающая в опущенную руку Платона, явно бессмысленна. К тому же и никому не видна. Рафаэль смотрел на свои произведения, а не прикладывал к ним линейку, он больше верил своему восприятию, чем скучной формальной геометрии. Прямая перспектива эпохи Возрождения и нового времени уводила зрителя в глубину картинного пространства, удаляя от него изображённое.

Here Plato, on the left, holds a copy of his Timaeus, and gestures upward to the aetherial realm of his eternal forms; in contrast, Aristotle's hand is outstretched - he holds a copy of his Nichomachean Ethics -- and he indicates with his gesture the worldliness, the concreteness, of his contributions to philosophy.

 

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2004-2016