"Афинская
школа" - великое произведение Рафаэля.
Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир |
|
|
|
Фреска
«Афинская школа» изображает не реальную группу афинян –здесь
находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид
и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только
современники, но также мыслители, жившие в другое время и
в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр,
живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик
и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже).
Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество
мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников.
Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает
им черты своих выдающихся современников. Всего
на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются
аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения).
-
с бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ,
племянник Платона
- в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа
- в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона
- в желтовато-зеленоватой – философ Сократ
- в синеватой – предположительно Александр Македонский,
ученик Аристотеля
- в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт,
философ, ученик Сократа
- в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик
Сократа
- с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа
- в розовом – Критий, философ, оратор, писатель,
дядя Платона
- с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по
прозвищу «Безбожник»
- рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида
- следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь
Демокрита, учитель Эпикура
- в венке – философ Демокрит (по другой версии –
Эпикур)
- мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк
философии
- в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ
- лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр,
философ, ученик Фалеса
- в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и
математик
- с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик
и астроном
- стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном
и философ
- стоит и держит книгу – философ Парменид
- сидит опершись на куб – философ Гераклит
- лежит на ступенях – философ Диоген
- сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида
- с циркулем – Евклид, математик (по другой версии
– Архимед)
- в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр,
астроном и философ-мистик
- спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном
и географ
- в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля
(по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)
- в темном берете – Рафаэль
- в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии
– Плотин)
- опершись рукой о стену – философ Пиррон
- на одной ноге – ?
- в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ,
друг Сократа
- всходит по ступеням – философ Эпикур
- спиной, в розовом – ?
- с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ
и ученый, ученик Платона и Аристотеля
- вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик
Аристотеля |
|
|
|
|
В
1508
году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим.
Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского
дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил
четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»),
философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию
(«Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям
аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки.
Ее основная идея — возможность гармонического согласия между
различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу
важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания
расположились группами древнегреческие философы и ученые.
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие
античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон
указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей.
Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает
Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева,
у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой
математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев
— Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб,
— Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился
Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем
геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы
овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в
руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный
глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя).
Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю
чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости
и простора. |
|
|
|
|
Художник
поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений
его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил
философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают
два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится
в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической
задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный
мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными
взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося
схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша,
еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади
- Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу
фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа
в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри
на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из
кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена
новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет
на новые искания.
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный
от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает
на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного
философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры,
которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами
Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный
спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков
истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие
и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему
людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для
человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная
Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет
к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба.
Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний
из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон
и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных
мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания.
Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и
времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне
к нему стремится. И не случайно, конечно, в картине присутствуют
люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только
сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре
основания, на которых должно покоиться человеческое общество:
разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота
(искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль,
не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные
фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить
глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных
композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков,
эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы
художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные
фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого
мастера. |
|
|
|
|
Главное
меню Энциклопедии |
|
|
|
|
|
Copyright
© 2006 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2006-2016 |
|
|
|