|
Рафаэль
Санти
(Рафаэлло Санцио) - Raffaello Santi
картины,
творчество - "Сикстинская мадонна" |
|
|
|
Рафаэль
Санти
Сикстинская
Мадонна
1513-1514
Масло
на холсте
270 x 201 см
Картинная галерея, Дрезден
Sistine
Madonna
Oil on canvas
Gemaldegalerie Alte Meister, Dresden
|
|
«Он
творил всегда то, что другие только мечтали создать»
ГЁТЕ |
|
|
Вот
как передал русский поэт Василий Жуковский свои впечатления от Сикстинской
Мадонны Рафаэля:
«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым
часам жизни... Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием
вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется;
какое-то трогательное чувство величия в нее входило; неизобразимое
было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты
жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею.
Он лишь в чистые мгновенья Бытия слетает к нам, И приносит откровенья,
Благодатные сердцам.
...Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес
раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит
на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота
и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами...
И Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы
земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту; важная,
глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль
в то время, когда он думал о своей Мадонне? Будь младенцем, будь ангелом
на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. И как мало средств
нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить
мыслею! Он писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение,
но для души, которая, чем более ищет, тем более находит...»
Об этом произведении сказано очень много, преимущественно в самых
восторженных тонах, вполне уместных и оправданных. Обратим внимание
на тяжелую драпировку, изумрудно-зеленый занавес, прикрывающий верхние
углы картины. Этим не только концентрируется внимание на ликах Мадонны
и Младенца, но и подчеркнуто их вхождение в жестокий земной мир с
жертвенной решимостью нести свет любви людям. Задумчивые ангелочки
внизу, чуть растрепанные, серьезны: они понимают, что все уже предопределено
свыше (да и мы понимаем: все уже свершилось). Под ногами у женщины
с ребенком — земной шар в облаках. Дано ли им спасти мир? Как бы то
ни было, они пристально смотрят на зрителя, ибо ему решать, достоин
ли он такой жертвы, что ему довелось совершить в жизни во искупление
ее, чем он одарил людей, каков смысл его недолгого пребывания на Земле? |
|
|
|
Алтарь
Девы Марии
и Младенца Христа |
Этот
алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных
его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался
к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход.
Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству,
к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.
Кажется,
что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное
видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на
руках.
Мадонна
держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо
и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца
в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим
покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь
зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына.
Лицо
Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью
христианского идеала.
|
|
|
|
|
Папа
Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный
к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится
ей перед алтарем.
Поза
Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и
благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые
в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую
возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем
плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше
напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту
и человечность.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512
году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце.
Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства
часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.
В России, особенно в первой половине XIX века,
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные
строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В.
Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину,
делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что
за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно
вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при
той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он
родня ему по натуре». Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой
и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих
рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала:
«Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля
и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Карло Маратти так выразил свое удивление
перед Рафаэлем:
«Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего
о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела,
я бы этому поверил».
Великий ум Гете не только оценил
Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки:
«Он творил всегда то, что другие только мечтали создать».
|
|
|
|
|
Папа
Сикст II
Увеличенная деталь
"Сикстинской мадонны" |
|
|
|
|
|
|
|
Copyright
© 2006 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2006-2016 |
|
|