|
По окончании своего ученья у Перуджино, в
1502 г., Рафаэль Санти написал алтарную икону, изображающую
небесное коронование Богородицы (находится в Ватикане; эскизы
для нее в разных музеях), произведение, ясно свидетельствующее
о том, что гениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко
за собою как в совершенстве создания форм, рисунке и композиции,
так и в выражении внутренней жизни и сообщении красоты всему
целому. Превосходство Санти над Перуджино видно и в ближайшей
к этой по времени знаменитой картине «Обручение Пресвятой
Девы со св. Иосифом», известной под названием «Io Sposalizio»
(находится в миланской галерее Брера). Здесь Санти, близко
придерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего
учителя на ту же тему, достигает во всех отдельных фигурах
гораздо большей, сравнительно с ним, красоты и жизненности.
В 1504 г. молодой художник переехал из Перуджии во Флоренцию,
где в то время уже находились Леонардо да Винчи и Микеланджело,
и начинает работать под новыми, отличными от прежних влияниями.
Он усердно изучает в церкви C.
Mapия-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийского
мастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной
правдой изображений, и увлекается его глубоким реализмом.
Сильное и благотворное влияние оказывает на Рафаэля и Леонардо
да Винчи - влияние особенно ярко отражающееся в портретах,
вышедших в ту пору из под кисти Pафаэля, каковы например портреты
Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в галерее Питти, во Флоренции).
В 1506 г. Рафаэль пишет, в пандан к «Арх. Михаилу», небольшую
картину для герцога Гвидобальдо Урбинского «Св. Георгий убивает
дракона» (ныне в Эрмитаже), а в 1506 - 1508 гг. создает целый
ряд замечательных по красоте изображений Богоматери с Младенцем
Христом на руках, каковы «Великогерцогская Мадонна» (М. del
Gran Duca, в гал. Питти, во Флоренции), «Мадонна Николини»
(в собрании лорда Купера, в Англии), «Мадонна дома Темпи»
(в мюнх. пинакот.), «Мадонна Орлеанского дома» (в колл. герц.
Омальского), «Мадонна дома Колонна» (в берлинском музее) и
др.; кроме того, он исполняет более сложные картины такого
рода, в которых к Богородице и Христу прибавляется младенец
Иоанн Креститель:
«Мадонна со щегленком» (в гал. Уффици, во Флоренции), «Мадонна
в зелени» (в венском музее), «Прекрасная садовница» (в Луврск.
муз., в Париже) и пр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести;
к достоинствам предшествовавших произведений Pафаэля, изяществу
форм и нежности красок, в них присоединяются особенная свежесть
и одушевленность, явившаяся
вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще
больше через непосредственное изучение натуры, как на то указывают
многочисленные этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому
периоду Рафаэля относится также несколько «Святых Семейств»,
композиция которых состоит не из трех, а из большого числа
фигур: таковы «Св. Семейство с ягненком» (мадридск.
муз.), «Св. Семейство под пальмой» (лонд. нац. гал.), «Мадонна
дома Каниджани» (в мюнх. пинак.) и др. Осенью 1508 г. Рафаэль
перебрался в Рим, куда, по рекомендации знаменитого Браманте,
строителя тамошнего собора св. Петра, пригласил его папа Юлий
II, для которого в это время Микеланджело работал над фресковой
росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце.
По приезде Рафаэля в вечный город папа поручил ему украсить
фресковыми картинами несколько зал того же дворца, известных
под названием «Станц»- (stanza - комната). Усердно принявшись
за эту работу, великий художник в течение двенадцати лет исполнил
ее с удивительным искусством. В первой из этих зал, в «Станце-делла-Сеньятура»,
потолок украшен большими аллегорическими фигурами богословия,
философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющих собою четыре
духовные силы - религию, науку, право и красоту, которые были
двигательницами итальянского Возрождения; возле них по четырем
углам
потолка представлены «Грехопадение Адама и Евы», «Суд Соломона»,
«Победа Аполлона над Марсием и аллегория астрономии. Сами
стены залы заняты большими, сложными по композиции картинами,
изображающими «Спор о таинстве Евхаристии» (La Disputa), «Философскую
школу Афин», «Императора Юстиниана, вручающего пандекты своему
министру» и «Парнас с собранием
знаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз». Столь же
роскошно украшена живописью и вторая зала, «Станца дель Элиодоро».
На ее потолке написаны разные сцены из ветхозаветной истории,
а на стенах многофигурные композиции, изображающие «Чудо,
открывшееся одному священнику во время обедни в Больсене»,
«Изгнание сирийского полководца
Элиодора из Иерусалимского храма», «Освобождение Рима от нашествия
Аттиллы и гуннов через заступничество апостолов Петра и Павла»
и «Освобождение апостола Петра из темницы ангелом». В «Зле
пожара» (Stanza dell'Incendio) потолок был расписан еще раньше,
учителем Pафаэля - Перуджино; ее стены заняты четырьмя большими
картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III
и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из
этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу
Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье
Рима, прекращенный молитвою Льва IV. Во всех этих картинах,
самому Рафаэлю принадлежит только композиция; исполнены они
лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале в «Станце
ди Константино», все четыре стенные картины писаны учениками
Рафаэля и только одна из них, «Битва имп. Константина и христиан
с язычниками», компонована им самим. В живописи ватиканских
зал, артистический гений великого художника выказывается в
полном объеме и ярком блеске. Смотря на эти фрески, поражаешься
умением Рафаэля справляться с весьма сложными композициями,
при всей многочисленности выводимых на сцену фигур группировать
их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античных рельефах
и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного или прикрытого
одеждой, идеально прекрасны и, вместе с тем, реально жизненны.
Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданы
сильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный
размер изображений, отличается такими же точностью, плавностью
и изяществом, какие мы находим в небольших, станковых картинах
Рафаэля, относящихся к той же эпохи его творчества. Одновременно
с работами над росписью ватиканских зал, из под его кисти
вышел ряд менее крупных произведений разнообразного содержания.
Из них, прежде всего укажем на портреты папы Юлия II (в гал.
Питти и Уффици, во Флоренции), молодой женщины (будто бы Форнарины,
в палаццо Барберини, в Риме), пожилого человека (в Эрмитаже),
Биндо Альтовити (в мюнхенской пинакотеке) и др.; затем упомянем
о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом
на руках, то представленной среди более или менее сложной
композиции, в сопровождении других фигур, каковы напр. знаменитая
Мадонна делла-Седия (в гал. Питти), Альбская М. (в. Эрмитаже),
Мадонна с диадемой (в Луврском Музее), Мадонна Альдобрандини
(в лондонской национальной гал.), Мадонна делла-Тенда (в мюнхенской
пинакотеке), Мадонна дель-Дивино-Аморе (в неаполитанском музее),
Мадонна дель-Пеше (в мадридском музее), Мадонна ди-Фулиньо
(в ватиканской гал., в Риме) и некоторые другие. В 1519 г.
учениками Рафаэля, по его рисункам, были богато украшены разнообразной
росписью потолок и стены так назыв. «Ватиканских лож» - длинной
галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной
Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского
дворца. На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового
заветов (так наз. библия Рафаэля), окруженный орнаментом;
стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками
и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную
живопись древних римлян. Точная копия этих лож есть в Эрмитаже.
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных
по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты
из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами,
по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры (arazzi)
для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского
дворца. Более поздние повторения этих
ковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видеть
в берлинском, дрезденском и мадридском музеях; уцелевшие семь
картонов хранятся в лондонском кенсингтонском музее. Из произведений
последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают
внимания фрески в римской вилле Фарнезине, на темы классической
мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя
красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной
силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного
миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об
Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей
триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем
многие
картины масляными красками, между прочим несколько превосходных
портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском
музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове
(«Donna velata») в гал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской
(в Луврском музее) и др.; большое «Несение Креста» (в мадридской
гал.), образ св. Цецилии с четырьмя другими святыми (в болонской
пинакотеке) и пр.; наконец, прелестнейшее из олицетворений
Пресвятой Девы, созданных художником,
всесветно знаменитая «Сикстинская Мадонна» (в дрезденской
гал.) - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской
живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала
в христианском искусстве. Самой последней, предсмертной работой
Рафаэля было «Преображение Господне» (в ватиканском музее);
великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю
часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после
его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля 1520 г. Как живописец,
Санти - по выражению его первого биографа, Вазари - принадлежал
к числу тех немногих избранников неба, в личности которых
оно совмещает бесконечное богатство своих духовных даров,
обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого
времени между многими индивидуумами. Действительно, творчество
Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино
всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства,
добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху
итальянского Возрождения. Будучи наделен от природы горячей
любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и духовной
красоты, обладая, при мягком, симпатичном характере, закаленным
трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея
необычайным уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие
формы, он, не смотря на непродолжительность своей жизни, оставил
после себя громадное количество произведений, в которых постепенно
переходил от превосходного по сочинению и исполнению к еще
более совершенному, пока не достиг, наконец, такого пункта
в области воплощения идеала красоты, дальше которого не ушел
никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая, с
одной стороны, живую натуру, а с другой - произведения своих
великих современников и предшественников, Санти далеко опередил
этих последних и соединил в своем творчестве драгоценнейшие
из достигнутых ими результатов, слил воедино их лучшие качества
на основе полной гармонии между красотою формы и возвышенностью
содержания. В этом - его великое преимущество пред другими
живописцами эпохи Возрождения, из которых каждый разрабатывал
по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; в этом
- причина неувядаемой славы Санти, пережившей уже пять столетий,
не смотря на все происходившие в это время перемены во вкусах
народов и в направлении искусства. Необычайное дарование Рафаэля
Санти проявилось не только в живописи, но и в двух других
отраслях искусства - в зодчестве и ваянии. До какой степени
был он сведущ по части архитектуры - свидетельствуют изображения
зданий во многих из его фресок; не довольствуясь подобным
выражением своих архитектонических концепций, он осуществлял
некоторые из них в действительности. По его планам и чертежам
сооружены, отчасти под его личным наблюдением, отчасти другими
архитекторами, маленькая, но изящная церковь С.-Элиджио-дельи-Орефичи,
вилла Мадама, конюшенное здание Киджи, палаццо Видони, более
несуществующий ныне палаццо дель-Аквила, в Риме, и великолепный
дворец Пандольфини, во Флоренции. Вместе с Браманте, он трудился
над постройкой в Ватиканском дворце лож, выходящих на двор
св. Дамаза, и, будучи, по смерти Браманте (в 1514 г.), назначен
строителем Петровского собора, сочинил проект трехнефного
продольного корпуса этого храма, с красивым мотивом обхода
вокруг хора, впоследствии подвергшийся, однако, существенному
изменению. Неизвестно, произвел ли Санти собственноручно хоть
одну скульптурную работу, но не подлежит сомнению, что он
делал рисунки и модели для подобных работ. По его композициям
исполнены мраморные статуи Мадонны дель-Сассо, стоящая над
его гробницей в римском Пантеоне, пророка Иона, находящаяся
в церкви C.-Mapиa-дель-Пополо, в Риме, и мертвого мальчика,
несомого дельфином, принадлежащая Эрмитажу. Из многочисленных
учеников и помощников Санти назовем Дж. Романо, Дж. Фр. Пеини.
Пеллегрино да-Модена, Перино дель-Вага и Раф. даль-Колле.
Строгие последователи своего учителя при его жизни, они стали,
после его кончины, гнаться за одной лишь внешней красотой
форм, утратили его одушевление и чувство меры, вдались в холодную
манерность.
Ф.А.
Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
|
|
|